Скорбное бесчувствие

Скорбное бесчувствие

Современные психологи недавно выяснили, что дети, страдающие компьютерной зависимостью, лишены четырех главных свойств, присущих здоровому ребенку: любознательности, трудолюбия, жизнелюбия и человеколюбия.

Почему? Каковы последствия таких изменений и как исправить ситуацию?

Консультирует известный московский психолог, автор многочисленных книг, посвященных детской психологии и воспитанию, автор и составитель книги «Ребенок и компьютер» Ирина Яковлевна Медведева.

 

– Интересно, что качества, которые утрачивают современные «компьютерные» дети, имеют один корень – «люб». Что же происходит с нашими детьми?

– Компьютерные игры лишают детей самого главного в жизни каждого человека – любви. Например, результаты специального теста говорят о том, что компьютерные игры блокируют процесс развития личности ребенка. Делают его безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным. Компьютеры как бы приводят к «роботизации» внутреннего мира подростков. Убивают его душу.

Обследование детей по другой методике показало, что рисунки игроков значительно отличались от рисунков детей, не страдающих компьютерной зависимостью. Неиграющий ребенок видит мир примерно таким – земной шар, дом, дерево, люди. В рисунках игроков мир – это сцены насилия, гибели, оружие, чудовища, экран компьютера. Такие рисунки говорят о серьезных нарушениях развития личности играющих детей.

Психологи выделяют так называемый феномен пяти лет. К этому возрасту у ребенка формируются такие качества, как дружелюбность, открытость, любознательность. Он чувствует и осознает любовь к родным. Понимает, что такое сочувствие, милосердие, жалость. У него появляется стыдливость, стремление стать лучше, умение сдерживать свои желания. Все это ребенок накапливает в течение первых пяти лет своей жизни.

Опыт складывается из общения с родителями и сверстниками. Если же у ребенка до 5 лет «собеседником» был компьютер, а такое в современных семьях встречается сплошь и рядом, то этим человеческим эмоциям взяться неоткуда. Просто нет соответствующего опыта. И в душе у ребенка вместо любви и милосердия – пустота.

На языке психологии – комплекс опустошенности. На смену критериям любознательности, трудолюбия, жизнелюбия и человеколюбия приходят обесценивание всего живого, замкнутость на себя, равнодушие и холодность к людям. Есть сказочный герой, который хорошо иллюстрирует эту внутреннюю опустошенность. Это Кай из сказки Андерсена «Снежная королева». Дети становятся, образно говоря, бесчувственными. Безэмоциональными.

С детьми постарше, у которых сформировались эмоции, происходят другие изменения. В дореволюционной психиатрии был принят такой термин – «скорбное бесчувствие». Скорбное значит болезненное. Так вот именно скорбное бесчувствие – это патологическая защита детской психики от зла, заложенного в играх. Сердце ребенка просто не выдержало бы всех жестокостей и мерзостей, если бы не «заморозилось». Дети постарше тоже впадают в эмоциональную окамененность, но уже в качестве защиты от всех этих игр.

Но самое страшное в том, что это скорбное бесчувствие игроманов переносится на реальную жизнь. Часто родители таких детей жалуются на то, что ребенок совершенно равнодушен к усталости мамы. Не реагирует на просьбы о помощи домочадцев. Его сердце заморожено на все случаи жизни.

– Есть специалисты, которые говорят, что, играя в компьютерные игры, дети выплескивают свою агрессию в виртуальность. И это помогает им в реальности оставаться добрыми и отзывчивыми.

– Оригинальная точка зрения. Да только многочисленные примеры и исследования российских и зарубежных психологов говорят об обратном. Американский военный психолог Дэвид Гроссман рассказал о том, что компьютерные игры-«стрелялки», которые так любят наши дети, создавались вовсе не для детей и даже не для обычных взрослых. А для военных, которым в дальнейшем предстояло убивать. Во время Второй мировой войны обнаружилось, что большинство американских солдат просто не способны убивать противника. Тогда-то и создали тренажеры, на которых солдаты учились этой операции. Другими словами, вырабатывали у себя с их помощью то же самое бесчувствие.

Теперь эти тренажеры попали в руки наших детей. О какой доброте и отзывчивости может идти речь? Сейчас мы учим детей убивать, подкрепляя убийство чувством удовольствия и призами. А еще учим ликовать и потешаться над смертью и человеческими страданиями.

С точки зрения психологии, дать детям такой тренажер – то же самое, что дать в руки каждому ребенку по автомату или пистолету. Ведь эти игры созданы для профессиональных солдат. А детская психика и психика взрослого человека – разные вещи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые дети – обладатели этих игр – расстреливают своих сверстников. Америка тому яркий пример. Для них это просто увлекательная игра.

– Если в играх так много зла и агрессии, почему же они так привлекают детей?

– Мир компьютерных игр завораживает и уносит детей в другую реальность. Обычно в игре задачи героя и игрока совпадают – нужно уничтожить как можно больше врагов. Значит, играющий не просто видит героя, но сам превращается в него. В игре ребенок становится тем, кем в реальной жизни ему стать сложно. При этом завидные сверхкачества, присущие игровому персонажу, – смелость, силу, ловкость, необычные способности, – дети автоматически проецируют на себя. Трудно устоять перед таким соблазном.

У них создается впечатление собственного всемогущества. Представьте: ребенок сидит перед экраном и распоряжается жизнью и смертью крошечных человечков. Простым нажатием кнопки он может уничтожить десяток врагов. Это вредное и обманчивое чувство. Особенно для детей с их неокрепшей психикой. Еще раз – дети не солдаты.

Возвращение в реальность лишает ребенка сверхвозможностей и делает беспомощным перед проблемами. В жизни он не сумеет ни дать сдачи обидчику, ни подтянуться на турнике, ни залезть на дерево.

Поэтому часто ребенок, испытывающий трудности в общении с людьми, погружается в игру, чтобы чувствовать себя победителем. Еще одна причина – нехватка внимания родителей и сверстников. Ребенок с головой погружается в компьютерный мир для того, чтобы побеждать виртуальных врагов и тем самым завоевывать внимание, симпатии и доверие окружающих. Чем больше у ребенка психологических барьеров в жизни реальной, тем глубже он погружается в виртуальную.

– Но ведь компьютер сегодня стал неотъемлемой и даже необходимой частью нашей жизни, он есть в каждом доме.

– Конечно, компьютер – полезный инструмент. Но, например, топор тоже. Но никому никогда не приходило в голову давать топор в руки ребенку. И таких полезных, но опасных инструментов в жизни немало. Ребенка можно научить пользоваться компьютером еще в дошкольном возрасте. Он утыкается в монитор, его не видно и не слышно. Очень удобно для вечно занятых или уставших родителей.

Зато потом оказывается, что у дитя появилась патологическая зависимость.

– Что же делать?

– Ни в коем случае компьютер не должен принадлежать ребенку. Пусть он будет вашим. Даже если он вам и не нужен. Сделайте вид, что это ваша вещь. Тогда вам легче будет устанавливать правила пользования.

А они должны быть достаточно жесткими: полчаса, максимум один час в день. Хотя и этого слишком много. Ваш ребенок, конечно, проявит недовольство. Но ему надо популярно объяснить, что подолгу сидеть перед монитором вредно для здоровья. Услышав знакомую мотивировку, он, скорее всего, не будет сильно возмущен этими ограничениями.

Главное, чтобы это не выглядело как наказание. Не ставьте компьютер в детской. Тогда его пользование вам легче будет контролировать. Не внушайте ребенку отношение к компьютеру как к сверхценности. Нельзя возможность поиграть на компьютере выдавать как награду за труды или хорошие оценки.

Если ребенок уже зависим, то просто необходимо твердо и без компромиссов отобрать у него компьютер. Мой практический опыт показывает, что родители, которые решаются отобрать компьютер, становятся счастливы. Они пережили истерики, угрозы, слезы. И увидели, что ребенок довольно быстро успокаивается. Ведь это все же ребенок. В случаях зависимости никакой добровольности быть не может. Это злая чужая воля. Поэтому надо проявить свое родительское право и волю. Это мы, родители, виноваты в бесчувствии и непослушании детей. Нам и исправлять ситуацию.

Отобрав компьютер, надо наполнить душу ребенка интересным и, главное, высоким содержанием. Отвести в спортивную секцию –

хорошо, но не совсем правильно. Лучше всего мальчишку отвести в военно-патриотический клуб. Говорим о мальчиках, так как именно они чаще уходят в виртуальный мир. В клубе физические нагрузки связаны с высокой целью, с понятием о воинском долге, о героизме.

Арина ГРАФ