Сто уколов в нос




В гематологическом отделении московской Морозовской детской клинической
больницы тяжело больные дети встречались с необычным доктором – “живой”
куклой Лукой Лукичом. Работа Ларисы Соколовой – талантливой актрисы
Бродячего театра кукол “Вертеп”, созданного Александром Грефом, –
помогла маленьким пациентам пережить неприятные и мучительные процедуры
во время лечения, облегчить время пребывания в больнице.


Встреча ребенка с доктором-куклой обычно происходит один на один, в лечебном боксе. Иногда при этом присутствует мама.
…Внезапно приоткрывается дверь, и в комнату просовывается ярко раскрашенная, широко улыбающаяся мордочка. Затем входит немного неуклюжий игрушечный человечек ростом с пятилетнего ребенка. За ним, придерживая его левой рукой, следует худенькая женщина в очках. На правую ее руку надета, как варежка, рука куклы. Кукла располагается у постели маленького пациента, протягивает ему мягкую ладошку: “Меня зовут Лука Лукич!”. И “смотрит” на ребенка, приподнявшегося в кровати от удивления. Малыш неуверенно тянет к кукле ручку. Знакомство состоялось. Через минуту не только ребенок, но и находящаяся в боксе мама уже не замечают Ларису, “дирижирующую” куклой – они общаются с Лукой Лукичом, воспринимая его как полноправное живое существо, к тому же такое забавное и симпатичное.
“Я буду встречаться с тобой, пока ты будешь здесь жить, – объясняет Лука. – А теперь я открою свой чемоданчик и проведем медицинский осмотр”. Перед изумленным малышом появляется удивительный реквизит: тут и пищалка, и клоунский колпачок, и молоточек, и деревянный градусник, и линейка, и еще множество интересных вещиц. Что будет с ними делать Лука?
Если малыш все еще недоверчиво смотрит исподлобья, то Лука предлагает измерить улыбку от уха до уха. Достает большой деревянный градусник и объясняет, что сейчас улыбка 36 градусов на квадратный миллиметр и уменьшаться она не может. Только увеличиваться после измерения. Малыш старается улыбнуться пошире – нельзя же подводить доктора!
На всякую нужду у Луки Лукича свой рецепт. “Болит палец? Надо потрясти!” – авторитетно заявляет он. Температура поднялась? Лука тут же мастерит из бумаги веер и, размахивая им, объясняет: “Сейчас мы ее сдуем!”. Через несколько минут температуру проверяют – деревянным градусником из чемоданчика, который можно поставить, например, под коленку.
Лука смотрит на градусник: “Тридцать шесть и шесть! Можно песню спеть!”. Речь его пересыпана поговорками, прибаутками, коротенькими стишками. Привычный детский фольклор включает малыша в игру. К тому же с Лукой можно обращаться по-свойски: управлять его ногами, когда он танцует, угощать его конфетами: Лука умеет их “жевать” и “проглатывать”. И даже делать кукольному доктору уколы.

Рассказывает Лариса Вадимовна СОКОЛОВА, актриса Бродячего театра кукол “Вертеп”, психолог Гематологического научного центра РАМН:
– Когда ребенок попадает в больницу, его первые впечатления – неожиданная смена обстановки, страх неизвестности, незнакомые лица, болезненные процедуры. Все это формирует в душе малыша чувство опасности и незащищенности. Замкнутость, печальные глаза, агрессивность – вот результат первых дней пребывания в больнице. Именно в этот момент помощь и психологическая поддержка необходимы маленькому человечку как никогда.
И вот он встречает “врача”, который не делает больно, “лечит” не страшно. Врача, который приносит с собой праздник.
– Главное в первом знакомстве с Лукой – вызвать у ребенка положительные эмоции?
– Да. Если ребенок долго грустит, кукла предлагает поискать потерявшийся смех волшебным молоточком с пищиком. Достает из чемоданчика молоточек и стучит по пятке. Потом по другой. И вдруг молоточек заливается смехом. Лука Лукич останавливает молоточек, но тот продолжает посмеиваться. Оказывается, его нужно перевернуть вверх ногами, отвернуть сиреневую крышечку и подуть! Молоточек у Луки Лукича особенный: не только с пищиком внутри, но еще и с мыльными пузырями.
“Дуй! – приказывает Лука. – И лови пузыри руками. Улыбка вернется”. Ребенок с мамой ловят пузыри и хохочут.
Вернуть потерявшуюся улыбку можно и с помощью клоунского носика, поролоновых ушей, очков с глазками, колпачка и зеркала. Что-то из этого реквизита нередко остается у ребенка. Малыш потом просит маму поискать улыбку или измерить температуру под коленкой или сам разыгрывает клоунские репризы со своими игрушками.
– Лука Лукич не только забавляет ребенка, но и помогает врачам подготовить его к лечебным процедурам? Как это происходит?
– Например, он объясняет, как нужно вести себя на операционном столе. Показывает на игрушках: “Посмотри, мышка ножки положила ровненько, а ушки прижала, а хвостиком не болтает, а лапки – на кроватке. Тихонечко лежит, не дрожит и не пищит, глазки закрывает, о сыре мечтает”. Очень помогает реквизит из чемоданчика, имитирующий медицинские инструменты и приборы: шприцы большие и маленькие, градусник, стетоскоп, баночки, трубочки, пинцет. Лука Лукич демонстрирует, как проходит операция или процедура: берет кровь, ставит укол, меняет катетер, делает пункцию. Ребенок при этом помогает, выполняя то, о чем его просит кукла.
Процедура не так страшна после того, как ее показал веселый кукольный доктор. Он также расскажет, кого и как нужно слушаться во время лечения. Я часто наблюдала, что после процедур малыш начинает сам лечить свои игрушки, рассказывая в игре то, что он испытал. Так ребенок “отыгрывает” пережитые ситуации, выплескивает свои чувства. Ему также важно утешать своих игрушечных пациентов, заботиться о них.
– А зачем ребята делают Луке уколы?
– Обычно это происходит не сразу. Сначала кукольный доктор лечит ребенка, потом они вместе лечат игрушки, и, наконец, ребенок лечит Луку Лукича. Лука приходит, например, к шестилетней Насте. В первые же секунды слышу: “У Луки Лукича нос желтый! Надо ему 100 уколов в нос сделать!”. Настя достает из чемоданчика большой шприц и со всей силой начинает делать кукле уколы в нос – размеренно, но затем все более и более яростно. Она не умеет считать до ста, но, когда, по ее мнению, наступает последний укол, она всем телом напрягается: “Все!! Ух!” – и вздыхает с облегчением. Так, видимо, ребенок избавляется от агрессии, которую вызывает в нем лечение.
Другая девочка, семи лет, делала уколы Луке очень нежно и аккуратно. Мягкими движениями протерла ваткой пальчик, медленно “набрала” шприц, согнула пальчик, разогнула, протерла. Возможно, ей приятно “оказать помощь” кукле, это ее успокаивает.
А одиннадцатилетний Виталик лечил Луку четко, последовательно, осознанно управлялся с настоящим катетером. Потом заявил: “Я буду анестезиологом!”.
– Для чего Лука Лукич разъясняет с помощью рисунков и волшебных историй, что происходит в организме во время болезни? Разве малышу это так важно?
– Доктор-кукла рассказывает ребенку о такой сложной материи, как организм человека, чтобы исподволь подготовить малыша к тем переменам, которые произойдут с ним в процессе длительного и тяжелого лечения. Ребята увлекаются игрой. Например, пятилетний Женя лечит своего утенка, приговаривая: “Нужно взять лейкоциты из лапки”. Лейкоциты у него – красные кружочки из счетного набора. “Теперь, мой господин, сделаем пункцию”. Затем “режет живот”, вынимает зеленый квадратик: “Это микроба”. В этих играх Лука Лукич выступает как коллега и помощник. Ребенку это приносит радость и облегчение.
– А если малыш все-таки боится того, что с ним собираются делать врачи?
– Тогда в действие вступает предмет, который имеет огромную, почти самостоятельную ценность при подготовке к процедурам и операциям. Это колпачок от страха.
Обыкновенный трехкопеечный клоунский колпачок превратился у нас в “колпачок от страха” случайно. Четырехлетняя Леночка плакала перед простейшей и безболезненной процедурой. Испробовав уже все способы ее утешить, Лука Лукич надел ей на голову картонный колпачок и в порыве вдохновения сказал: “Дарю! Будешь надевать перед процедурами. В него страх собираться будет!”.
Через некоторое время вижу, как Леночка, ожидая медсестру, ходит в колпачке по коридору. Увидела меня и кричит: “Лука Лукич! Я уже не боюся!”.
– Какие еще проблемы решает Лука в больнице?
– Одну из важнейших – кормление детей, когда у них нет аппетита. Это следствие общей слабости, подавленного настроения, предшествующего нелегкого лечения. Бывает, что прием пищи вызывает тошноту и рвоту. Нередко ни врачи, ни мама не могут накормить ребенка. И то, что не выходит у них, порою под силу доктору-кукле.
– Как он этого добивается?
– Секреты кормления непредсказуемы. Иногда это рассказ об одиночестве “бедного маленького желудочка”. Иногда, используя уже знакомый молоточек с пищиком, Лука находит и возвращает в животик аппетит. Мыльные пузыри, которые появляются из молоточка, – шарики с аппетитом: ребенок выдувает пузыри и ловит их руками и ртом.
Еще можно послушать желудок стетоскопом и узнать, что осталось в животике после обеда. Например, у четырехлетнего Жени Лука прослушал живот и нашел “одинокую котлетку”, которая скучает без подружек. Тогда Женя съел обед до конца и, встретив в коридоре Луку, сам подставил живот для прослушивания: теперь там все в порядке!
Бывает, что для улучшения аппетита Лука Лукич просит угостить его игрушечной едой: малыш сервирует стол тарелочками из бумаги, ложками из счетных палочек, бутербродами из деревянных кружочков. К столу приглашаются зайцы, слоники, куклы, на почетном месте – Лука Лукич. У ребенка возникает чувство радости, которую он может доставить другому существу, формируется положительное отношение к пище.
Иногда Лука начинает рисовать вместе с ребенком и от абстрактных кружочков приводит его к яблокам, яичкам, огурчикам, потом изображает рядом малыша. Так было с четырехлетней Тамарой. Когда Лука взял в руки картинку, приложил ее к уху и спросил: “Что же эта картинка говорит?”, Тамара прислушалась и вдруг громко и ясно произнесла: “Хочу есть!”. Но когда мама принесла бульон, Тамара его есть отказалась, потому что на рисунке были яичница, колбаса, сосиски. Однако Лука и тут не растерялся: быстро нарисовал космическую картинку и объявил, что в открытом космосе, в скафандрах, едят только бульон. Помогло.
– Малыши в кукле, наверно, души не чают? Вас перестают замечать?
– Да, они объединяют под именем Луки Лукича и куклу и меня саму. Удивительная способность Луки в том, что он постепенно сам становится объектом любви. Его ласкают, причесывают, кормят, лечат, дарят подарки. Он для ребят “почти человек”.
Играет важную роль не только Лука, но и его чемоданчик. Обнаружилось это, когда кукла была в ремонте и в моих руках остался только чемоданчик. Некоторое время дети самостоятельно играли с чемоданчиком, доставали из него, что хотели, лечили свои игрушки, как душе захочется! И оказалось, что в такой свободной игре ребенок мог даже полнее выговориться, рассказать о своих проблемах. Но через некоторое время требовательный вопрос: “Где Лукич?”.
Дети были рады ему, даже если он просто сидел рядом и молчал. Так они подсказали новый прием в работе: Лука часто присаживался у постели маленького пациента, открывал чемоданчик и просто ждал. А дети начинали играть с его реквизитом.
Наверное, некоторые “волшебные” секреты Луки Лукича доступны и обычным мамам, у которых заболел ребенок. Хотя удивительная кукла создана специально для работы с тяжело больными детьми. Разрабатывая программу “Доктор-кукла”, Александр Греф и Лариса Соколова побывали в больницах, интернатах и домах ребенка не только в Москве, но и в Петрозаводске, Каргополе, Олонце, Мышкине и других городах. И всюду несли надежду туда, где было отчаянье. Вызывали улыбку тогда, когда уже готовы были пролиться слезы. Возвращали тепло и любовь в замкнутую от недетского горя душу ребенка.


ПОЛЕЗНАЯ СПРАВКА
Подробнее об этой авторской программе вы сможете прочитать в книге Александра Грефа и Ларисы Соколовой “Доктор Кукла. Опыт психологической помощи тяжело болеющим детям”. Москва, 1999, Издательский центр Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

Ирина КУНИЦЫНА