Таинство женственности

Вышла в свет новая удивительная книга Санкт-петербургского психолога Георгия Михайлова «Три слова в психологии». В ней он объединил, развил свои мысли из своих предыдущих работ о душе, психологии мужества, прекрасной женственности. Его выводы противоречат духу мира сего. Но в них та правда жизни, которую любой человек ощущает все своим сердцем. Вот отрывок из книги

Точка опоры

После изгнания людей из рая женская психика приобрела одно особенное свойство. Вне семьи женщина ощущает себя неустойчиво. Ей постоянно нужна опора. В детстве — это отец, в юности — друг, жених, также порядочный, отважный, верный. Наконец — муж. Любимый «владыка», за которым она чувствует себя как за каменной стеной. Не во всем, может быть, свободно, зато надежно. Никакие подруги мужской опоры ей не заменят. Если у взрослой женщины нет мужа, она прямо или косвенно ищет, на кого ей опереться: на батюшку-священника, на учителя, на лидера группы, на родственника, в конце концов, но обязательно — на мужчину. Даже имея супруга, лишенного мужества, жена ищет опору более сильную. При этом — не обязательно любовника. Речь идет об опоре душевной, о чувстве равновесия. Не находя таковой, женщина эмансипируется вынужденно. Она начинает ругать мужчин, высмеивать их недостатки, самоутверждаться, добиваться социальных успехов, то есть пытаться тем или иным способом заглушить страдание. Оставив «неугодного» мужа, эмансипированная женщина не испытывает желанного облегчения. Новый, как правило, оказывается «не лучше». Менять мужей не только безнравственно, но и бесполезно. А кроме того, шансы на новое замужество у разведенной не так уж велики. Очень правильно поступают жены, которые, вступая в брак, рассматривают его по-христиански, как навеки неделимое единство двоих. Изменяя себя в сторону женственности, они прибавляют мужества своим супругам и сами от того только выигрывают. Известно немало случаев, когда хорошая жена, подобрав «никому не нужного замухрышку», превращает его со временем в такого мужа, что потом все подруги завидуют и удивляются — как они сами его «просмотрели». От женственности зависит очень многое. Одно желание соответствовать своему предназначению снимает множество женских проблем, причем не только психологических, но и практических. В частности, проблему встречи жениха и затем счастливого замужества.
Ведь мужчины — существа живые. Это только опорам мостов и линий электропередач все равно, что по ним движется или что на них подвешено. Человеку не все равно. Он либо ломается от непосильной тяжести, либо сбрасывает неприятный груз, а вернее всего, изначально не хочет его принимать. Зато прикосновением прекрасного человек всегда дорожит. И чем больше этого прекрасного соберется в душе женщины, тем больше у нее появится шансов стать счастливой, независимо от внешних биологических данных.

Секрет красоты

Еще в древности Святые Отцы остроумно заметили, что в руках Божиих женская плоть побывала дважды. Вначале — при сотворении Адама, затем — при создании Евы из его ребра. Потому-то она и прекрасна, а «слабость» ее, весьма относительная, служит женщине лишь дополнительным украшением. Слабому полу не свойственно говорить басом, носить бороду и усы, иметь широкие плечи при узких бедрах. Мужчинам, в свою очередь, не к лицу «женские прелести». Различия полов обусловлены также нервно-психическими особенностями. Но вот, что интересно. Восходя из духовных глубин, добродетель формирует внешний облик прекрасного создания. Не зная или не придавая этому должного значения, многие женщины вместо заботы о своей душе пытаются «похорошеть» искусственно, за счет косметики, причесок, всевозможных «коррекций» лица и фигуры. То есть вовсе не за счет того, что составляет основу их сущности. Поэтому все «тайны» и «секреты» красоты, о которых навязчиво трещит реклама, остаются до сей поры не раскрытыми. Да это и понятно. Под масками, под гримом естественная красота угнетается. Безнравственный, безумный, внешний подход к такому явлению, как женственность, может представить ее лишь в искаженном виде. Если сегодня юноши носят серьги в ушах, делают завивку волос и макияж, а девушки ходят в брюках, стригутся коротко, по-мужски, занимаются в секциях карате, играют в футбол — это говорит не о каких-то «безобидных» издержках моды на фоне всеобщего «прогресса», а об опасных тенденциях отрицания молодыми людьми их сущностного предназначения: об утрате юношами мужества в его нравственной основе и о все более растущем дефиците прекрасной слабости у будущих жен и матерей.
С утратой женственности оскудевает не только высокая человеческая любовь, но даже биологическое влечение полов. И это угрожает, в конечном счете, вырождением всему миру. Не дай нам Бог оказаться когда-нибудь во власти «новых амазонок», мужеподобных, безжалостных и бесплодных. Жизнь, красоту нельзя синтезировать и моделировать по моде, по чьей-то прихоти. Дар свыше можно лишь с благодарностью хранить и развивать на духовной основе, не продавая себя, не зарывая таланта добродетели, не разменивая по мелочам ни душу, ни тело. Вечная ценность женственности и подлинная красота ее заключены в том, что целомудренно, мирно и людям мило. Красота, цветущая в юности, да рано увядающая вследствие пустоты душевной, приносит ее обладательницам не столько пользы, сколько вреда. Немало хорошеньких в прошлом, но невоспитанных и неразумных девчонок сегодня оплакивают свою загубленную молодость и красоту. Сетуют на несчастную судьбу, всех осуждают и завидуют тем, не заметным ранее, сверстницам, которые и в жизни преуспели, и семьями обзавелись, и счастливы в детях. А кроме всего, похорошели с возрастом. Мудрая сказка Андерсена о гадком утенке, превратившемся в прекрасного лебедя, или история пушкинской Татьяны, не оцененной смолоду Евгением Онегиным, сочинялись, очевидно, не на пустом месте. Давно замечено, что женщины, последовательно развивавшие в себе добродетель, в зрелые годы становятся намного привлекательнее. Иногда просто преображаются. Здесь нет секрета, но есть таинство.

Основа красоты — женственность душевная. С ее приходом у девушки меняются и голос, и походка, и глаза приобретают выражение неповторимое. Черты лица, волосы, стан — все сливается в общем ощущении симпатии, возникающем при встрече с неподдельной добродетелью. Других секретов у женственности нет.

Красота — продукт нравственный. Она всегда есть особый дар Создателя, вне зависимости от того, стяжаем ли мы ее через добро, творимое нами теперь, или наследуем от благородных родителей. То и другое мы можем как получить, так и утратить. Однако потерять красоту значительно легче, чем потом ее восстанавливать. Наследственность добрая подается нам через достоинства рода. Порочные семьи в детях и внуках закономерно вырождаются. Покаяние обновляет род в любом поколении, и тогда начинается его возрождение. Молитвою мы призываем благодать Божию на самих себя и на грядущее потомство. Все знания и все сокровища мира не принесут нам пользы, пока мы не поймем, что цельность — главное качество жизни, а чистота — основной показатель цельности.

Все сходится

Любовь — жажда целостности. Цельность — качество жизни. Чистота — основа целомудрия. Бог есть любовь; и любовь, как говорят поэты, сильнее смерти. И еще: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Жертва собою за ближнего означает святость — высшую степень любви, вечное спасение душ и мужских, и женских. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем» (Мк. 12, 30) и «ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12, 31). В этой двойной заповеди — весь нравственный закон. Святая любовь, самоотдача до самопожертвования, почитание ближнего как иконы (образа Божия), а наипаче — мужа, суженого своего. Это — любовь духовная. Это цельность, вмещающая все: и душевность — ласку, привязанность, доброту, сочувствие и плоть. Ибо брачное ложе, не освященное высокой любовью, не приносит супругам полноценной радости, а зачастую и удовлетворения простого не дает.