Телевизор вместо мамы

В чем заключается притягательно-разрушительная сила современных телевизионных программ для малышей и как сохранить душевное здоровье наших детей?

<!– /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"PragmaticaC PT Pragmatica Mediu"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:"PragmaticaC Bold"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:HeliosCondBlack; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p.Normal1, li.Normal1, div.Normal1 {mso-style-name:Normal1; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; line-height:10.2pt; mso-pagination:widow-orphan; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:8.5pt; font-family:"PragmaticaC PT Pragmatica Mediu"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-font-family:"PragmaticaC PT Pragmatica Mediu"; color:black;} /* Page Definitions */ @page {mso-footnote-numbering-restart:each-section;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} –>

Рассказывает кандидат социологических наук, директор Центра коммуникативных исследований «Проект Барьер» Российской академии наук, эксперт совета по социальной стратегии при председателе Совета Федерации РФ Наталья Ефимовна Маркова.

 

 

 

Детские психологи утверждают, что современные дети стали агрессивнее из-за того, что подолгу просиживают у телевизора. Так ли это?

 

– Увы, это факт. В 2007 году дети до 14 лет совершили 60 тысяч преступлений. Такой рост преступности многие исследователи прямо связывают с трансляцией по телевидению агрессивных, преступных, нехороших моделей поведения. Ничего удивительного или «секретного» для специалистов здесь нет.

 

Средства массовой информации технологически приспособлены для управления обществом. Они воздействуют на чувства людей, формируют ценности, вкусы, мышление. В учебниках по психологии СМИ перечислены основные способы их воздействия на человека – поведенческие, физиологические, изменение установок. На практике они блестяще реализуются. Особенно когда речь идет о подрастающем поколении.

 

Сегодня экран формирует личность, для которой характерны агрессия, эмоциональная тупость. Телевидением поощряется неумеренное потребительство, извращенное сексуальное поведение. Как это ни безнравственно, все это демонстрируется даже в детских мультфильмах, особенно западного производства. Все это, к сожалению, очень печальные факты нашей нынешней жизни.

 

– Да, многие специалисты ругают западные мультфильмы, говоря, что в них много зла. Но ведь и в русских сказках Иван Царевич отрубает головы Змею Горынычу. В чем же принципиальное различие?

 

– В русских сказках, как и во многих сказках народов мира, есть добрые и злые герои. Обычно правильные модели поведения в сказке вознаграждаются, а дурное поведение наказывается. Поэтому дети, воспитанные народными сказками, хорошо понимают разницу между добром и злом. Они легко усваивают нравственные модели поведения, основанные на христианской морали.

 

Отечественные мультфильмы учат тому, что надо трудиться, помогать тем, кто нуждается в помощи. Дети понимают, что надо быть храбрым, крепко любить, прощать. Добро преодолевает все преграды, зло наказывается.

 

Для ребенка Змей Горыныч – воплощение зла. А добрый герой, рискуя жизнью, вступает с ним в неравную схватку, чтобы спасти народ, невесту. Победитель обязательно награждается. Ему достается «невеста и полцарства в придачу». Народные сказки формируют здоровую психологию нравственного победителя.

 

Совсем другое дело – западные мультфильмы. Их герои смакуют жестокость и агрессию. Возьмем любимый многими мультфильм «Том и Джерри». В нем и сюжет может быть остроумным, и шутки смешные. Но поведение «героев» всегда агрессивное: избиение, причинение боли. Это демонстрируется кропотливо, подробно, изощренно. Агрессивность персонажей остается одинаковой на протяжении всего времени. Никакого доброго нравственного урока из его «подвигов» вынести невозможно.

 

Смысл таких мультфильмов, как правило, заключается в подробной демонстрации причинения боли. Почему-то там принято смеяться, когда кто-то падает или ударяется.

 

Мы хотим, чтобы наши дети смеялись над нашей собственной бедой, болью, неудачами?

 

Что переживает ребенок, смотря такой мультфильм? Непрестанная «бомбардировка» детской психики садистскими и мазохистскими моделями поведения формирует будущую агрессию. В его психике вырабатывается своеобразный заряд агрессивности. Он формирует многие чувства ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, сверстникам.

 

– А утверждение: «фильмы, которые смотрит ребенок, формируют модель его поведения» – доказано учеными?

 

– В науке накоплено много фактов, которые свидетельствуют о феномене социального научения. В 70-е годы ХХ века канадско-американский психолог А. Бандура исследовал условия, при которых происходит это научение. «Одна-единственная телевизионная модель может стать примером подражания для миллионов», – писал он в своей книге. Специалист основывался на многолетних исследованиях.

 

Вот одно из них. Две группы детей 4–6 лет поместили в игровых комнатах без взрослых, но с видеонаблюдением. Одной группе показали агрессивный фильм. После сравнения видеозаписей в группе детей, смотревших фильм, было зафиксировано в 8 раз больше агрессивных проявлений. Причем дети повторяли то, что недавно увидели на экране.

 

Известно множество случаев, когда дети совершают преступления, полностью копируя одежду, манеры и поведение кино- и телегероев. Пятилетний ребенок поджег зажигалкой постель после просмотра одной из серий мультфильма «Бивис и Батхэд». Там хулиганистые герои-подростки заявляют, что «Пожар – это круто!».

 

Молодые родители, москвичи, заметили, что их семилетний сынишка стал вдруг дико себя вести. Он накидывался с кулаками на взрослых. Отец долго не мог понять, в чем дело, пока товарищ не подсказал, что ребенок в точности копирует героев мультфильма «Симпсоны».

 

Отцу и в голову не приходило, что в мультике, идущем среди белого дня, может быть что-то вредное. Возмутившись, он подал иск в суд на телекомпанию RENTV. Все заключения экспертов были на стороне отца. Канал снял с проката этот мультфильм. Очень правильное решение. Еще лучше было бы вообще не показывать детям такие «воспитательные» фильмы.

 

– Недавно психологи ввели новый термин – «телевоспитанники». Что это значит?

 

– К сожалению, в современных семьях дети часто и подолгу смотрят телевизор. Он становится чуть ли не единственным «собеседником» и «воспитателем» ребенка. Детский интерес к «говорящему ящику» вполне объясним. Мерцание экрана, которое человек воспринимает бессознательно, имеет определенный ритм. Он гипнотически воздействует на психику. И взрослый-то его не выключит, а что говорить про детей.

 

В результате маленький человечек впадает в своеобразный зрительный транс и совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана. Часто такая кинопродукция вместо того, чтобы развивать, учит мычать или изъясняться междометиями. Это ведет к задержке психического развития юного зрителя.

 

В результате дети не могут усваивать информацию на слух. Они воспринимают только зрительную информацию, а слова проходят мимо них. Именно поэтому в школе «телевоспитанники» почти не воспринимают говорящего учителя и плохо усваивают материал. Сложности вызывает и общение с другими детьми.

 

– Какие мультфильмы детям смотреть нежелательно и почему?

 

– Я бы своим детям никогда не разрешила смотреть «Покемонов». Ведь основной мотив мультсериала – стравливание покемонов «тренерами» – забава, напоминающая петушиные или собачьи бои. Она возбуждает самые низменные эмоции – наслаждение убийством. Психологи убеждены, что сериал пробуждает в детях агрессию.

 

Мне довелось быть одним из экспертов в судебном деле, возбужденном против известного канала за трансляцию мультфильмов «Симпсоны-Гриффины» в детское время. В этих «произведениях» в яркой художественной форме привлекательно и остроумно пропагандируются все смертные грехи. Одна серия посвящена легализации наркотиков, в другой –

героем становится добрый и благородный гомосексуалист.

 

Еще одна серия выставляет на посмешище старческую беспомощность, болезни, слабость. Старики здесь показаны как назойливые вредители, докучающие повзрослевшим детям. Когда старик пытается догнать медленно ползущую черепаху, укравшую его вставную челюсть, та кусает его за палец этой самой челюстью. Сцена вызывает смех, поощряя издевательство над немощью.

 

Здесь полностью разрушаются нормы поведения детей и родителей. Сегодня сотни фильмов формируют личность с извращенными понятиями обо всех сферах жизни, в том числе самых интимных, самых тонких. В итоге вырастает человек, вытесанный из полена – тупой, грубый, жестокий.

 

Хотим мы с вами, как родители, граждане, иметь таких детей, коллег по работе, руководителей государства?

 

– Есть ли полезные мультфильмы?

 

– Отечественная мультипликация – лучшая в мире. Я говорю не только о старых великолепных мультфильмах, на которых мы выросли – «Серая шейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек». Сейчас тоже создают хорошие мультфильмы. В Суздале ежегодно проходит фестиваль аннимационного кино. Загляните в Интернет. Там можно частично или полностью посмотреть эти мультфильмы. Они разные по технологиям, может быть, не все одинаково совершенны. Но они пропагандируют традиционные ценности, важные для воспитания детей.

 

Возможно, и на Западе есть хорошие мультфильмы. Но по непонятной причине у нас их не показывают.

 

В прошлом году на кинофестивале «Встреча» в Обнинске первое место среди мультфильмов завоевал «Желтухин». Я была членом жюри и, признаюсь, плакала от смеха, когда его смотрела. На мой взгляд, этот фильм можно смело ставить в один ряд с лучшими произведениями искусства.

 

Каждый родитель в состоянии оградить своего ребенка от разрушающей силы «голубого экрана». Пока телевидение работает против зрителей, необходимо убрать телевизор из детского обихода.

NULL