Токсичные люди

Токсичные люди

Есть люди, после разговора с которыми чувствуешь себя как выжатый лимон. Как быть, если общаться с ними приходится часто? Разобраться в этом помогает психолог Надежда Ивановна Лосева.

«Родители моего мужа — закоренелые пессимисты. Между ними словно соревнование проходит: кому из них хуже. А недавно свекровь позвонила мне и спросила: «Что плохого у тебя случилось за последнее время?» С одним пессимистом — мужем  — я еще могу справиться. Но после того как мы навестим его родственников, я неделю прихожу себя».

Юлия С., г. Самара


— Эмоциями мы можем заразиться так же, как гриппом или простудой. Исследования ученых показали, что даже взгляд на счастливое или грустное лицо вызывает у нас аналогичные чувства. У человека есть способность улавливать эмоции других людей. Хорошо, если вас окружают оптимисты. А вот если вы много лет проживете среди пессимистов, то, возможно, приобретете и какое-нибудь психосоматическое заболевание под их влиянием.

Что-то доказывать родственникам вашего мужа и уж тем более переделывать их — бесполезно. Так они приспособились к жизни, так им комфортно. Если есть возможность, просто сократите время общения с ними или, как говорится, не принимайте близко к сердцу то, что они говорят. А вот в отношениях с мужем чаще обращайте его внимание на то хорошее, что есть в жизни. Говорите ободряющие слова, используйте все, что вашему благоверному приносит хоть малейшее удовольствие. Просите совета в неоднозначных ситуациях — пессимисты обычно лучше других просчитывают все минусы в сложившемся положении.

Ну, а если все это не помогает, скажите ему однажды: «Знаешь, мне надоело постоянное нытье. Как бы ни была плоха жизнь, дома я хочу видеть нормальные спокойные лица». Иногда это помогает.

«В нашу компанию пришла новая начальница, и жизнь превратилась в ад. Каждый день она устраивает кому-нибудь разнос — помещение у нас большое, без перегородок, так что все становятся свидетелями. Вчера и я попала под раздачу. Я отвечала спокойно, но начальница орала на меня, как на школьницу: «Громче! Повтори еще раз! Что ты там бормочешь?» Сегодня одна мысль — поскорее уволиться».

Марина Ф., г. Челябинск


— Подождите увольняться, остыньте. И к такой начальнице можно приспособиться. Главное, не стать для нее «мальчиком для битья», на котором бы она в любой момент могла сорвать злость. Возможно, эта женщина не уверена в себе, в том, что она справиться с новой должностью. И свой страх трансформирует в гнев на подчиненных. А может быть, она считает, что только криком можно добиться от людей хороших результатов.

Как реагировать на выпады вашей начальницы? Прежде всего не отвечайте ей спонтанно, в том же духе. Ваша атака на нее обречена на неудачу: такие люди больше тренировались в искусстве злословия. Как только вы начали злиться, ваша энергия уходит на сторону вашей соперницы, чего она и ждет. Дайте ей выкричаться. За это время соберитесь, сделайте несколько глубоких вдохов, поддерживайте с начальницей зрительный контакт, но не смотрите пристально или враждебно. Дождитесь момента, когда она все чаще будет делать паузы в своей обличительной речи. Отвечайте четко, спокойно и достаточно уверенно: «Хорошо, я подумаю над тем, что вы сказали». Или произнесите: «Да, вы правы…» и согласитесь с чем-то не очень принципиальным для вас. После такого разговора с начальницей поделитесь эмоциями с кем-то, кто вам сочувствует. Нарисуйте портрет вашей шефини и старательно заштрихуйте его или сотрите ластиком — это поможет вам справиться с собственным гневом.

«У меня есть подруга с тяжелым характером. Например, она звонит мне и молчит. Спрашиваю: «Как дела?» — «Плохо». «Что случилось?» — «Ничего». «А почему плохо?»— «Ты сама знаешь». Я из сил выбиваюсь, чтобы поддержать разговор, но слышу только «да», «нет». После этого у меня остается чувство вины и раздражение».

Наталья Ш., г. Курган


— Не вините себя, это способ решения внутренних проблем вашей подруги. Ее цель — показать: «Моя жизнь трагична. И никто мне не может помочь. Вот и ты тоже…» Обычно так ведут себя люди с глубоким комплексом неполноценности. Они предпочитают мрачно молчать, полагая, что если раскроются, то все увидят, что они ничего не стоят. Люди же воспринимают их замкнутость как враждебность и стараются их избегать. А для вашей подруги это лишнее подтверждение того, что она  отвержена.

Попробуйте повести себя так. Когда очередной раз подруга будет звонить и молчать, спросите: «Мне кажется, ты что-то мне хотела сказать. Я тебя внимательно слушаю». Если в ответ услышите «нет» или молчание, то добавьте: «Значит, я ошиблась. Захочешь поговорить — звони». И положите трубку.

Скорее всего, какое-то время подруга будет дуться на вас из-за того, что вы перестали с ней нянчиться. Но потом, возможно, сделает правильные выводы. Ведь у нее не так много друзей, чтобы ими разбрасываться.

«Недавно у нас на работе возникла возможность срочной командировки в Австрию. Поскольку открытая шенгенская виза была только у меня, мне и поручили поехать. Но что тут началось! Есть у нас в коллективе одна завистливая дама. Она стала бегать по сотрудникам и нашептывать: «Это же несправедливо — проект готовила Вероника, а в Австрию посылают Ольгу». В результате не поехал никто. К тому же весь коллектив оказался настроенным против меня».

Ольга С., г. Москва


— Ну что ж, дама продемонстрировала  вам наглядный урок: надо как можно меньше рассказывать о себе в коллективе. Вам предложили поехать в заманчивую командировку? Пусть до самого отъезда это знают только те, кто непосредственно связан с ее оформлением. Слухи и сплетни распространяются по принципу испорченного телефона: кто-то запустил информацию, потом она обросла догадками, и вот уже на выходе она приобрела самый невероятный смысл.

Первое, что надо сделать, — это самой перестать участвовать в обсуждении  кого-то за его спиной, если за вами такое водится. Когда сплетница начнет делиться с вами своими домыслами, просто сверните разговор или скажите что-то хорошее о человеке, про которого идет речь. Таким образом, вы обретете безупречную репутацию и сможете сделать второй шаг. А именно: если вы точно знаете, кто запустил о вас слух и какой именно, прилюдно спросите этого человека: «Вы не могли бы повторить при всех то, что говорили за моей спиной?»

Сплетники больше всего боятся публичности, и если вы хоть раз выведите на чистую воду даму, которая распускает слухи, потом она поостережется злословить на ваш счет.

«У нас в коллективе есть одна сотрудница, которую мы зовем «к каждой бочке затычка». О чем бы мы ни говорили, она обязательно вмешается, всех раскритикует, чтобы высказать свое мнение — естественно, «единственно верное». После этого чувствуешь себя так, будто ты вообще ни в чем не компетентна, и тебе лучше молчать».

Галина М., г. Можайск


— Вполне возможно, у вашей сотрудницы были родители, постоянно ее критиковавшие. Такие дети вырабатывают способ защиты — нападение. Чтобы другие не оспорили их точку зрения, они сначала критикуют, ставят под сомнение способности тех, кто высказывается. А потом, подавив всех, преподносят свое мнение как единственно верное. Таких людей можно только пожалеть — их разум закрыт для иных точек зрения. Творчески мыслить они не могут. Они либо усваивают какое-то банальное мнение, чаще всего негативное, либо берут напрокат идеи у кого-то и выдают их за свои.

С такими людьми не пытайтесь спорить: они не поменяют свое убеждение ни за что на свете. Не стремитесь их сбить с толку, привести в замешательство или грубо «заткнуть» — они мстительны. Тактика общения с такими людьми должна быть более тонкой. Отнеситесь к ним с долей юмора. Делайте комплименты их компетентности, удивляйтесь, сколько они знают, причем в разных областях.

Но не стоит позволять им сесть вам на шею. Если такой человек не дает другим слова сказать, вежливо попросите его: «Мы уже поняли вашу точку зрения, позвольте высказаться другим». Как правило, «затычке» такой поворот неинтересен, и она оставляет в покое тех, кто еще хочет поговорить на эту тему.

NULL