Транспортная усталость

Как защитить себя от инфекции в метро? Что делать, если поездка в подземке вызывает страх? Как бороться с транспортной усталостью?

На вопросы читательниц отвечает кандидат медицинских наук, врач-инфекционист из санкт-петербургской инфекционной больницы им. С. П. Боткина Ирина Владимировна Соколова.

"Я езжу на работу на автобусе и на метро. В час пик всегда полно народу. И, к сожалению, не все из них здоровые: достаточно кашляющих и чихающих. Как себя уберечь от инфекции?" Лидия Михайлова, г. Санкт-Петербург

– Во-первых, надо стараться не ездить в час пик, когда транспорт переполнен пассажирами. Это самое благоприятное время для заражения инфекцией – не только воздушной, но и контактной. Поэтому, если есть возможность, поездку лучше отложить.
Во-вторых, желательно вставать или садиться у открытого окна. Через него в салон поступает свежий воздух, который уменьшает количество микробов в воздухе. На непроветриваемом участке их больше в десятки раз. Поэтому самое опасное место – это центр салона, переполненного людьми. Туда потоки свежего воздуха практически не доходят, поэтому вероятность заражения максимальна.
Так что стоять лучше всего как можно ближе к краю. В этом случае человека обступают не со всех сторон, а максимум с трех. Вот в эту-то свободную сторону и должна быть повернута голова – там воздух содержит наименьшее число микробов.

"Приближается осень – время гриппа. Я читала, что вероятность заражения велика в общественном транспорте. Отказаться от него нет возможности, тогда как же защититься?" Марина Новожилова, г. Киев

– Необходимо применять специальные противовирусные средства. Среди них самым известным является оксолиновая мазь. Она убивает вирусы и снижает риск заражения. Препаратом надо смазать слизистую носа. Дополнительную защиту даст мазь, нанесенная на кожу под ноздрями.
Но здесь есть один нюанс – оксолиновая мазь дает небольшой блеск, который женщины тут же пытаются запудрить. В этом случае эффективность препарата снижается. Поэтому лекарство нужно наносить поверх макияжа.
Хорошим профилактическим средством является крем "Виферон". Он содержит вещества, убивающие вирусы и усиливающие местный иммунитет. Препарат не имеет противопоказаний и не дает осложнений. Единственное ограничение – непереносимость масла какао. Использовать "Виферон" нужно так же, как и оксолиновую мазь – нанося на слизистую носа и кожу под ним. Так можно делать утром, перед поездкой в транспорте. Во время эпидемии схему использования лучше изменить – в течение двух недель "Виферон" нужно применять дважды в день, а потом 2–3 раза в неделю.
Одновременно можно использовать и природные средства – например, прополис. Маленький его кусочек можно жевать в транспорте вместо жвачки. Такая замена принесет лишь пользу – ведь в прополисе содержатся соединения, убивающие бактерии и вирусы. Эти вещества распространятся по всей носоглотке и будут препятствовать заражению.
То же самое можно сказать и о корне солодки. Он содержит вещество, обладающее мощным противовирусным действием. Поэтому, заходя в метро или автобус, в рот можно положить маленький кусочек корня и жевать его в течение всей поездки.
Справедливости ради нужно сказать, что все эти "хитрости" лишь уменьшают вероятность заражения, но ни в коем случае не сводят ее к нулю. Несомненно, лучше всего от гриппа защищает вакцина.
Между тем "Виферон", оксолиновая мазь, корни солодки и аира неспецифичны. Они защищают не только от гриппа, но и от любых других вирусов, вызывающих ОРВИ. Поэтому оптимальный выход – сочетание вакцинации и перечисленных средств.

"Моя подруга боится заразиться чем-нибудь в метро. Даже за поручни она держится в перчатках, утверждая, что может подхватить чесотку. Правда ли это?" Виктория Соломонова, г. Москва

– Чесотка передается от человека человеку. Причем для заражения необходимо довольно длительное и тесное соприкосновение. Если оно мимолетно, то опасности практически нет. Например, рукопожатие к заражению обычно не приводит – ведь чесоточным клещам остается слишком мало времени для того, чтобы переползти с руки на руку.
Представим тесноту, которая царит в метро или любом другом транспорте. Люди стоят, прижавшись друг к другу, и едут в таком положении несколько остановок. Этого времени достаточно для передачи инфекции, поэтому заражение становится вполне реальным.
То же самое можно сказать и про поручни, хотя через них заболевание передается относительно редко. Но если человек взялся за поручень сразу вслед за больным, да еще и крепко, то в этом случае опять-таки возможно инфицирование. Никогда не стоит садиться на то место, где сидел человек, вызывающий подозрение. И конечно, придя на работу, сразу помойте руки.

"В метро мне всегда становится очень жарко, поэтому приходится раздеваться и нести в руках куртку, шапку и шарф. Почему меня бросает в жар?" Маргарита Рублева, г. Минск

– В метро и на улице совершенно разные температурные режимы. Мы одеваемся соответственно погоде. Поэтому очень часто нам становится жарко уже на эскалаторе. И дело здесь не в какой-нибудь коварной болезни. Просто в метро комнатная температура – точно такая же, как и дома. Но нам и в голову не придет ходить одетыми по собственной квартире, ведь сразу же станет жарко.
Поэтому и в метро обязательно нужно снять шапку, шарф, расстегнуть куртку. Если этого не сделать, то организм будет перегреваться. А это нехорошо для здоровья.
Дело в том, что разгоряченный человек очень восприимчив к инфекции. Такой пассажир дышит чаще и глубже, что увеличивает риск заболеваний, передающихся по воздуху. А на влажной коже оседает максимум микробов.
Однако наиболее опасен выход из метро на свежий воздух – в этом случае происходит резкий перепад температур. Он может привести к переохлаждению, так как влажная кожа лучше всего отдает тепло. Поэтому нужно делать все, чтобы не почувствовать себя в метро, как в бане. Если жарко – лучше снять верхнюю одежду.

"Я боюсь ездить в метро. Уже на эскалаторе я начинаю себя плохо чувствовать, а спустившись на станцию, могу упасть в обморок. Почему это происходит? Что мне делать?" Вероника Лисицына, г. Москва

– Подземелье, большое количество людей, теснота и давка – все это действует на впечатлительного человека. Он чувствует себя неуютно. Такой душевный дискомфорт проявляется в физическом недомогании. Например, у многих в метро появляется ощущение нехватки воздуха, сердцебиение и головокружение.
В этой ситуации главное не "прислушиваться" к внутренним процессам, а постараться себя отвлечь. Подсчитать, сколько в вагоне людей в красной одежде, сколько в белой или черной. Выбрать станцию метро и придумать несколько ведущих к ней маршрутов. Найти десять недостатков в макияже ближайшей соседки.
Более того, если не работать над собой, то может развиться страх метро. Такое состояние встречается довольно часто. Достаточно сказать, что среди фобий оно занимает одно из лидирующих мест.
По данным статистики, около 18% взрослого населения боится метро и избегает пользоваться этим видом транспорта. Окружной путь зачастую причиняет много неудобств, занимает немало времени и требует лишних затрат. Поэтому со своей слабостью надо бороться.
С легкими случаями человек в состоянии справиться сам. Нужно просто вовремя переключиться с внутренних восприятий на внешние, зрительные. Но если аутотренинг не помогает, то лучше обратиться к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

"Я читала, что транспорт очень негативно сказывается на наших эмоциях. Я почти каждый день пользуюсь метро и недавно начала замечать за собой раздражительность и быструю утомляемость. Может быть, в этом виновата подземка?" Людмила Константинова, г. Москва

– Раздражительность, плохая работоспособность, низкий эмоциональный фон – все эти симптомы могут появиться из-за множества причин. Одна из них – так называемый синдром транспортной усталости. Здесь наибольшую опасность представляет метро. Ведь оно проходит под землей, и уже одно это негативно действует на подсознание. Громкий стук колес, скрип тормозов, вибрация, электромагнитное излучение, запыленность далеко не самым лучшим образом сказываются на человеке.
То же самое можно сказать об огромных людских потоках, тесноте, давке, соприкосновении с совершенно незнакомыми людьми. Одним словом, поездка в метро – это самое настоящее испытание для нашей психики. И если этому испытанию подвергаться ежедневно, то уже через несколько месяцев разовьется синдром транспортной усталости.
Как от него уберечься? Прежде всего, нужно отвлечься от поездки и окружающих. Можно читать интересную книгу или разгадывать кроссворд. Либо провести время с большей пользой – например, выучить несколько иностранных слов. И тогда через несколько недель человек станет хозяином очень неплохого лексического запаса.
Еще один вариант – взять с собой органайзер и составить график предстоящего дня. Или обдумать список покупок, которые нужно сделать в продуктовом магазине. Иногда виновниками транспортной усталости могут быть физические факторы: шум и вибрация. Последняя меньше всего ощущается в средних вагонах, в середине салона. Именно туда и нужно постараться сесть.
Ну а шум приглушить поможет плеер. Но здесь важна одна деталь: музыку не надо делать слишком громкой – это тоже раздражающе действует на психику. Лучше всего послушать какую-нибудь тихую, ненавязчивую мелодию.

Карина ФРОЛОВА