Удачная оплошность

Удачная оплошность
Люди, как правило, скрывают свои недостатки. А вот психологи доказали, что наши мелкие оплошности могут прибавить нам симпатии других. Почему? Об этом феномене рассказывает психолог, консультант московского психологического центра «Фора» Борис Петрович Романов.
Борис Петрович Романов

Сесть в лужу

Одна моя знакомая как-то торопилась на свидание со своим любимым. Стояло лето, девушка была в ослепительно белом платье. И, заметив своего молодого человека, решила побежать ему навстречу, чтобы он увидел, как красиво развеваются ее волосы на ветру. Но по дороге, увы, попалась большая лужа. И моя приятельница, споткнувшись, упала…

Вы думаете, молодой человек бросил ее после такого конфуза? Наоборот. И вот уже 25 лет в годовщину свадьбы они вспоминают эту историю и смеются до слез.

В психологии такое явление называется эффектом оплошности. Открыл и впервые описал его исследователь Элиот Аронсон в 1966 году. В ходе эксперимента испытуемым показывали серию интервью претендентов на съемки в телевикторине. Одни участники были безупречны — знающие и привлекательные. Они вызывали симпатию у испытуемых. Другие оказались весьма заурядными и ответили только на 30% вопросов.

Самое интересное происходило во второй части эксперимента. Претенденты из обеих групп делали какой-то неуклюжий жест, типа опрокидывания чашки кофе на себя, и начинали сбивчиво извиняться. Аронсон вновь спросил испытуемых, как им понравился тот или иной участник викторины. И выяснилось, что «безупречные» показались им еще более привлекательными. А «заурядные»… потеряли симпатию.

«Я — не идеальна»

Эффект оплошности, как правило, будет работать на вас, если вы уже завоевали любовь того, перед которым в данный момент допустили ошибку. Не случайно звезды спорта и шоу-бизнеса подчас совершают те или иные промахи. То у Софи Марсо на Каннском кинофестивале вывалится грудь из глубокого декольте. Пусть на долю секунды. То у Зинедина Зидана в особо эмоциональную минуту матча лопнут брюки по шву. В глазах поклонников они набирают очки, как бы давая им понять: «Я — такой же, как ты. И тоже могу попадать в нелепую ситуацию».

Более того, психологи доказали, что если всеобщий любимец совершит более серьезную ошибку, это увеличит его привлекательность. Вот почему звезды так любят рассказывать порой небылицы о своем прошлом — что употребляли наркотики, имели приводы в милицию, вели беспорядочный образ жизни. Даже если на самом деле этого не было. Поэтому не стоит брать пример со звезд буквально во всем.

Как можно использовать эффект оплошности в обыденной жизни? Например, чтобы сблизиться с мужчиной, откройте ему свою маленькую тайну. Допустим: «Знаешь, в юности мне было трудно удержаться от привычки грызть ногти» — при том, что сегодня у вас безупречный маникюр. Признанием такого рода вы показываете человеку, что вы — не идеальны. Вы — уязвимы. И это создаст психологическую близость между вами.

Но опасайтесь признаваться в серьезных ошибках прошлого. Такое позволяется только звездам. Обычного же человека это может напугать. Потом, когда вы станете по-настоящему близки, вы решите: рассказывать об этом или нет.

Мой промах — ваша выгода

Однажды моя сестра, менеджер по продажам, будучи в офисе клиента, села мимо кресла на колесиках. Оно покатилось, толкнуло тумбочку, и в результате разбилась красивая ваза. Сестра, конечно, извинилась.

А на следующий день послала с курьером очаровательную вазу раза в два дороже прежней. Кроме того, там был еще букет роз. После этого фирма, в которой произошла эта история, стала заказывать продукцию только у моей сестры. Могла бы, конечно, и не заказать, но здесь «эффект оплошности» сработал.

Так что если вы допустили промах, подумайте: «Что я могу сделать для этих людей, чтобы они были рады моей оплошности?» И совершите это как можно быстрее. Тогда ваш промах станет и вашей выгодой.

Надежда Федорова