В чем воля Божья?

В чем воля Божья?

Свободная воля, дарованная человеку, обрекает нас на постоянную необходимость выбора. Между добром и злом. Грехом и добродетелью. При этом мы молимся Богу: «Да будет воля Твоя». Но как понять, в чем она, воля Божья? И как согласовать с ней свой свободный выбор?

Об этом мы беседуем с настоятелем Архиерейского подворья храма в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» города Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).

— Батюшка, Церковь призывает неукоснительно выполнять Божью волю и в то же время говорит о свободе личного выбора. Нет ли в этом глубинного противоречия?

— Кто знает, что служит к пользе человека, а что, напротив, приносит вред? Сам человек? Но мы сплошь и рядом видим, как люди творят вещи, для них самоубийственные. В полном смысле этого слова. Очевидно, в полной мере знает человека и полезное для него лишь Тот, Кто его сотворил. Бог, Чье имя — Любовь.

Православие учит, что воля Создателя является для человека абсолютным благом. Однако мы ее или принимаем либо отвергаем. В этом и заключается свобода выбора — великий и страшный дар, которым наделен каждый из нас. Христианство лишь предупреждает о возможных последствиях решения. Но мы и тут свободны: можем поверить предупреждению, а можем над ним посмеяться. И уже жизнь покажет, правы мы были или же роковым образом просчитались.

— Как понять, когда наш выбор верен и угоден Богу, а когда — нет?

— Читайте Евангелие — слово Божие, обращенное ко всем людям и в то же время к каждому лично. В этой удивительной книге самым полным, ясным образом нам дано представление о том, что угодно Господу и что противно.

— Но, согласитесь, не всегда просто разрешить сложные ситуации, вникая в библейские притчи. Тем более, что с апостольских времен жизнь сильно изменилась.

— Есть один «маленький», но очень существенный «секрет». Евангелие недостаточно читать. Необходимо учиться день за днем его исполнять. Заповеди может быть первоначально не так уж и просты для исполнения. Потому я и говорю: «учиться». Если кто-то Евангелие читает, но не живет по нему, то эта книга останется для него закрытой. Не даст ответа, что делать в какой-то критический момент. Точнее — его сердце этот ответ не увидит или не примет.

А в отношении того, что жизнь с апостольских времен сильно изменилась… Она изменилась во внешних своих проявлениях, но не по существу.

— Значит, надо неустанно анализировать свои поступки, сопоставлять их с опытом Церкви? Но вера должна нести радость. Да и разве можно считать свободой постоянное внутреннее напряжение?

— Мир и покой душе приносит ощущение того, что совесть ни в чем нас не обличает. Не потому, что она уже отчаялась и замолчала. А потому, что мы живем в согласии с ней. И как не чувствовать напряжения, если мы понимаем, как надо, но поступаем как бы наперекор пониманию? Откуда взяться радости, если верим, но по вере не живем?

Другое дело, когда человек старается делать все от него зависящее, чтобы совесть была спокойна, но все равно постоянно чувствует беспокойство, тревогу. Происходит это, как ни странно покажется на первый взгляд, от гордости. Человеку представляется, что он может так жить. Может исполнить волю Божью во всей ее полноте. Но на самом деле мы можем лишь день за днем трудиться над собой. Подвизаться в добродетели по мере возможности. А остальное зависит от помощи Божьей. Важно лишь знать, что мы не обманываем самих себя. Делаем столько, сколько позволяют наши силы. Не небрежем, не пребываем в нерадении. И тогда недостающее восполнит Господь. Даст Он и ту самую радость, о которой вы говорите.

— А если понимаешь волю Божью, но не готов ее исполнить?

— Такое бывает сплошь и рядом. К правильным решениям и поступкам необходимо подвигать себя пониманием того, каковы последствия исполнения воли Божьей и каковы плоды пренебрежения ею. Обязательно молиться, чтобы Господь дал нам разум и силы предпочесть лучшее худшему. И сокрушаться сердцем, исповедуя Ему свою немощь и маловерие… К смиренному человеку Господь всегда близок.

— Как быть, если не можешь найти ответа на какую-то конкретную ситуацию в Евангелии или у святых отцов? Ведь страшно, если Господь откликнется на неотступные просьбы и дарует то, что нам не нужно. Как не пойти на поводу у своего эгоистичного желания?

— Очень важно, о чем бы мы ни просили Бога, всегда заканчивать молитву словами: «Впрочем, не как я, Господи, хочу, а как Тебе угодно». Бог не дает нам того, что для нас вредно. Он — врач, всегда подбирающий нужное лекарство. Другое дело, что мы можем сами, своими силами, своим «усердием» добиться того, что причинит нам зло. Но это опять-таки реализация дара свободы.

— В семейной жизни, когда романтические отношения сменяются будничными, часто наступает разочарование: зачем этот человек со мной рядом? Да, наш союз создан по воле Божьей, но супругу я больше лгать не хочу. И как быть?

— Во-первых, не Господь оправил вас в загс. Не Он делал за вас выбор, нередко торопливый, необдуманный, а вы сами. Очень много зависит от того, понял ли человек по-настоящему, увидел ли, кто перед ним — его вторая половинка или кто-то чужой. Не лишенный привлекательности, обаяния, но совершенно неродной.

Во-вторых, нельзя забывать, что супружеская жизнь и не должна быть на всем своем протяжении праздником. Не напрасно в церкви возлагаются на головы молодоженов венцы — это не всегда венцы славы и счастья, порой и мученические венцы. И в общей чаше, из которой во время венчания пьют жених и невеста, только во время таинства сладкое вино. А в жизни в ней все перемешано — и сладкое, и горькое, и невозможность друг без друга обойтись, и взаимная усталость.

Нам часто кажется, что любовь — некая данность, она есть или ее нет. Но на самом деле нужно учиться любить, приобретать к этому внутреннюю способность. И тогда есть надежда, что человек, который находится с тобой рядом, не станет чужим, а тебе не придется ему лгать, чтобы «не обидеть».

— Мы часто оказываемся в ситуации, когда выбор неоднозначен. Например, иногда и солгать нужно ради того, чтобы кому-то помочь. Допустим ли «грех во спасение»?

— Да, так бывает, что мы стоим перед выбором: какое из зол предпочесть? Однозначно следует предпочитать меньшее. Только надо иметь дар рассуждения, чтобы понять, какое является меньшим на самом деле. И если приходится иногда покривить душой, чтобы избежать чего-то по-настоящему страшного, то все равно не стоит считать такой поступок чистым от греха. Он все равно должен становиться поводом для покаяния.

— Православие учит нас терпеливо принимать скорби, посылаемые Богом. Как понять, когда и в какой степени нужно смиряться с обстоятельствами, а когда — противостоять и бороться с ними?

— Человеку свойственно стремление к благобытию, оно вложено в него при самом сотворении. И потому естественно, что мы стремимся избежать доставляющего нам скорбь. Поскорее избавиться от трудных обстоятельств. И когда нам это удается, то слава Богу! А когда нет, не надо малодушествовать и роптать, отчаиваться и обвинять Бога в немилосердии. Почему-то нам нужно это потерпеть. А чаще всего вскоре так даже и становится понятно — почему.

Бездействовать, когда от нас зависит избавление от беды и скорби, не следует. Такие «добровольные подвиги» нам пользы не принесут. Не зря же в народе родилась мудрость: «На Бога надейся, но сам не плошай».

— Как не спутать веру в промысел Божий с фатализмом?

— А вот именно так и не спутать: не быть пассивными, не бездействовать. Ни над кем из нас не довлеет какой-то фатум, рок. Мы и вправду творцы своей судьбы. Господь не предопределяет нас безусловно к чему-то. Не переставляет, словно шахматные фигурки, на доске жизни. Все, что Он посылает нам, обусловлено Его любовью. А также нашим личным выбором, нашими поступками.

— Люди часто переживают, что когда-то сделали неправильный выбор. Но надо ли сожалеть о прошлом?

— Подобное сожаление всегда бесплодно. Плод приносит покаяние и размышление, как избежать ошибок впредь и какую пользу, несмотря ни на что, может принести уже совершенное. Помимо того, конечно, что и ошибки — опыт, пусть и отрицательный. А опыт — вещь драгоценная.

— Ответственность за наш выбор очень велика. Как же распоряжаться своей свободной волей, зная о нашей слабости и неразумии?

— Когда маленький ребенок выходит на улицу, его подстерегает там множество опасностей. Но он крепко держится за руку папы или мамы и спокоен. Так же и мы избежим многих бед, если наша рука будет в руке Божьей, а жизнь проникнута доверием к Нему и смиренной готовностью принять Его волю. Пусть даже зачастую кажется, что это идет вразрез с нашими устремлениями и желаниями.

Владимир Димов