Верхом на троллейбусе




Главный детский хирург Москвы профессор Вахтанг Панкратович НЕМСАДЗЕ
проанализировал тысячи детских травм. Его вывод – от травмы можно
уберечь ребенка. Как – об этом наша беседа.

– Вахтанг Панкратович, зачем вы систематизировали детские травмы?
– Чтобы объяснить их. А значит, научить предотвращать. Ведь цифры детских
травм впечатляют: ежегодно в детские лечебные учреждения Москвы – а это
160 поликлиник, 18 травмпунктов и 7 стационаров – поступают 160-180
тысяч малышей и подростков, получивших травмы. Выходит, из более
полутора миллионов детей, проживающих в столице, почти у каждого
десятого ребенка случается либо перелом, либо ожог, либо
черепно-мозговая травма, либо еще что-то подобное.
Характерных травмоопасных ситуаций насчитывается примерно полторы сотни.
Если эту цифру раздробить по темам, оказывается, что
дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типовых ситуациях, с
качелями связано 4, с ожогами – 3 ситуации. Автодорожные происшествия –
самые тяжелые по последствиям: из 5 детей, попавших под колеса, двое,
несмотря на лечение, становятся инвалидами. Общее число детей,
пострадавших в московских дорожно-транспортных происшествиях, держится
на уровне 1000-1100 человек в год. Из них 30-35 детей гибнут.
– Но что можно предпринять, если количество автомобилей в Москве возросло
во много раз и продолжает увеличиваться?
– Общеизвестная истина, что место рядом с водителем самое “убойное”, сюда
нельзя сажать ни ребенка, ни мать с ребенком. Тем не менее это правило
сплошь и рядом не соблюдают. Возьмем другую типичную ситуацию. Женщина с
ребенком переходит дорогу. В руках у нее сумки, ребенок держится за
сумку. В какой-то момент непоседливому отпрыску показалось, что он
успеет перебежать дорогу быстрее, чем до него домчится поток машин, он
отпускает сумку и бежит вперед. На глазах у матери малыш попадает под
колеса. Элементарно простая вещь: ребенка обязательно надо держать за
руку.

Детей обучают правилам поведения на улицах, но как-то однобоко. Каждый
знает, что трамвай нужно обходить спереди, чтобы видеть встречный. А
автобус, троллейбус?
– Сзади.
– А вот и нет. Стоящий автобус перекрывает обзор всего. Что спереди его
обходить, что сзади – все равно может сбить встречная или обгоняющая
машина. Стоящий автомобиль – самый опасный. 63 процента детей,
попадающих в больницы с дорожной травмой, – это дети, выбежавшие из-за
стоящего транспорта. Это ловушка на дорогах. Так что автобус обходить
нужно только приблизившись к краю и осмотревшись по сторонам.
Лишь убедившись, что опасности нет, можно переходить улицу. Кстати,
зеленый свет – еще не гарантия того, что идти можно. Всегда нужно иметь
в виду, что есть нарушители, норовящие проскочить на желтый свет, а то и
на красный, есть лихачи, есть пьяные на дорогах.
У нас лечился годовалый малыш, пострадавший на дороге. Мать с ребенком в
коляске пережидала поток машин. Но сама она стояла на тротуаре, а
коляску спустила на мостовую. Всем водителям коляска была видна. Но
нашелся один, который стал обгонять впереди идущую машину справа, он
зацепил коляску и проволок ее метров пятьдесят. У ребенка
черепно-мозговая травма, перелом плечевой кости. К счастью, он остался
жив. Вот следствие низкой культуры и водителя, и пешехода.
А сколько детей попадает под колеса, катаясь на санках и вылетая с горок
во дворах прямо на проезжую часть. Или цепляясь за трамвай, троллейбус,
чтобы прокатиться с ветерком на роликовых коньках.
– Что же делать с такими шалостями?
– Шалости – не порок, а как бы свойство, что ли, детства. Детям присуще
двигаться, любопытствовать, шалить, гонять на коньках или велосипеде.
Задача взрослых – прогнозировать ситуацию, чтобы уберечь от нее ребенка,
учить детей предвидеть последствия.
У нас лечится сейчас тринадцатилетний Максим из Лобни, прелестный
мальчик, оставшийся без обеих рук. Он с приятелями собирал в парке
сушняк для костра, схватил темный длинный предмет, напоминавший палку,
“думал, что это деревяшка”, – и получил сильнейшую электротравму.
“Палка” оказалась неизолированным электрокабелем из ближайшей
трансформаторной будки.

Роковой случай? Но он стал таковым в результате чьего-то разгильдяйства.
Недавно у нас лежал маленький мальчик из Орехово-Зуева, тоже с
электротравмой, которому тоже ампутировали руки – так там
трансформаторная будка рядом с детским садом не только не была
огорожена, но даже не была заперта.

Дети в своих играх использовали ее как штаб. Мы пригласили журналистов
передачи “Времечко”, сюжет прошел в эфир, дело получило огласку.
Виновные ответят, в том числе и материально. В случае же с Максимом
никто свою вину признать не хочет и вообще – полное затишье.
– Что вы скажете о шалостях школьников? Ведь они порой граничат с
преступлением. Развлекаются тем, что вставляют в перила лезвие бритвы,
подкладывают острый гвоздь в сиденье парты. Какова в данном случае роль
взрослых, какова их вина?
– Действительно, получивший такой “сюрприз” – кандидат в инвалиды: севший
на гвоздь может получить ранение мочеиспускательного канала с самыми
серьезными последствиями, порез руки на перилах тоже может оказаться
непростым, чреватым сложной пластической операцией на сухожилии кисти.
Дети не понимают, насколько все это может быть опасно.
О последствиях жестоких шалостей надо рассказывать, объяснять. К нам в
клинику однажды привезли школьницу с паркетом на спине, одноклассники на
перемене схватили девочку за ноги и поволокли по полу. В паркете
оказалась расщелина, здоровенная заноза так впилась в тело, что девочку
подняли только вместе с выломанным вокруг паркетом. И даже на
операционном столе щепу смогли вынуть, вырезав ее вместе с куском кожи.
На мой взгляд, было бы замечательно возобновить в школах “минутки”,
предложенные в свое время инженером-программистом Добрушиным. После
уроков проводились “минутки” – коротенькие занятия, где детям задавали
вопрос по какой-нибудь одной травмоопасной ситуации, школьники обсуждали
ее и таким образом приобщались к знаниям по этой важнейшей проблеме.
Жаль, что такое полезное дело заглохло. Можно было бы иллюстрировать
подобные занятия видеороликами.

Я однажды выступал в школе и показывал наш видеофильм о травмах и о
Максиме, лишившемся рук. Впечатление на детей произвело потрясающее.
Беседовали мы и о шалостях с огнестрельными самоделками, последствия
которых бывают страшными. Когда я спросил у школьников 5 – 7-х классов,
кто не знает, как сделать пистолет, руку подняла только одна девочка.
У меня после таких бесед возникла идея – сделать фильм о детском
травматизме, который учил бы детей видеть опасность, подстерегающую их
на улице, во дворе. Это воспитывает лучше, чем обычные предупреждения
взрослых.

– Сейчас все повально увлекаются роликовыми коньками. Многих видишь со
ссадинами да шишками.
– Это мелочи, счастливые исключения. Чаще травматологи имеют дело с
переломами рук, ног, плечевой кости, даже с компрессионным переломом
позвоночника, причина которых – падение на роликах.
В Филатовской больнице как-то оперировали девочку по поводу перелома
костей предплечья. После операции спрашиваю: “Когда тебе подарили
коньки?” – “Вчера” – “Как вчера? И ты сразу пошла кататься?” – “Да.
Поскользнулась и упала на руку”.
Родителям надо было научить ребенка стоять, перемещаться, тормозить на
роликах. Если сами не умеют, надо было пригласить опытного роллера.
Кроме того, существуют защитные атрибуты – наколенники, налокотники,
шлемы, напульсники для защиты самых уязвимых мест. Приобретая коньки,
надо брать весь комплект, чтобы свести повреждения к минимуму. Моя
внучка ухитрилась сломать руку, катаясь на роликах по коридору
квартиры.

– А где был дедушка с его превентивными мерами?
– Девочка закончила кататься, сняла “доспехи”, собралась снять коньки, но
тут пришел гость. И попросил показать, как она катается, чему уже
научилась. Показала.
– Вахтанг Панкратович, что еще из вашего богатого опыта вы посоветовали
бы родителям?
– Не вкатывать в лифт сначала коляску с ребенком. Ребенка в любом случае
надо взять на руки. То же самое при спуске коляски со ступенек. Не
садитесь пить чай с ребенком на руках, а тем более не ставьте рядом
чайник или кофейник. Когда-нибудь ребенок обязательно опрокинет это на
себя. На улице не ставьте коляску близко к стене дома – с крыши или
балкона может что-нибудь упасть. Не оставляйте без присмотра спящего на
лоджии младенца – сверху может прилететь непогашенный окурок – и ожог, а
то и гибель обеспечены. Именно так в Москве ежегодно погибают 2 – 3
ребенка.

Купая малыша, не оставляйте его одного, если вас неожиданно отвлекает
телефонный звонок или что-то другое: из 3500 детей, которые тонут в
России ежегодно, каждый десятый гибнет в домашней воде – ваннах,
корытах, тазах. И совсем азбучная истина: не бросайте лекарство где
попало. Есть еще много всего разного, подробно обо всем, связанном с
травмой, можно прочесть в моей книге “Детский травматизм”. Она для
помощи родителям и предназначена.

Я считаю, что по Центральному телевидению нужно давать просветительские
клипы, знакомя родителей с травмоопасными ситуациями. Мы, врачи, можем
дать десятки сюжетов и даже кадров из наших видеофильмов. Только такие
совместные усилия помогут свести детский травматизм к минимуму.





Лидия ИВЧЕНКО