Виртуальные психологи

Виртуальные психологи

Каковы преимущества и недостатки психологических онлайн-консультаций? Что необходимо иметь в виду, если вы решили стать клиентом виртуального специалиста?

Советует эксперт в области индивидуального интерактивного консультирования, автор сайта «Консультации психолога по Интернету» http://www.consulty.ru Арина Юрьевна Минькова.

 

– Хотелось бы сразу расставить все точки над «и», кто это такой – виртуальный психолог?

– Это абсолютно реальная личность. Специалист, который консультирует клиентов не в офисе, а заочно, во время сеанса связи по Интернету. Общение с психологом может происходить по электронной почте, через систему быстрой коммуникации ICQ, с помощью теле- и видеоконференций. Способ связи, как правило, зависит от желания и возможностей клиента, от технического оснащения его компьютера.

– Тогда каков портрет среднестатистического клиента?

– Наиболее постоянными клиентами интернет-психолога становятся женщины от 25 до 35 лет, имеющие высшее образование, средний уровень дохода, чаще замужние. Если говорить о российских женщинах, живущих за границей, то чаще всего за психологической помощью обращаются гражданки США и Канады.

– С какими проблемами можно обращаться к онлайн-психологу?

– Круг проблем, которые можно обсудить во время сеанса виртуальной связи, достаточно широк. Это конфликты в семье, проблемы с воспитанием детей, сложности, связанные с работой, отношения с мужчинами. К психологу стоит обращаться в ситуации стресса, при неуверенности, проблемах с самореализацией. Если вас тревожат страхи, терзает одиночество, ревность, беспокоит ситуация мучительного выбора, если вы пережили измену, расставание, потерю родного человека. Словом, в острых ситуациях.

Психолог получает информацию по той или иной проблеме, анализирует ее и с помощью рекомендаций настраивает клиента на коррекцию его жизненной ситуации.

Клиенты с суицидальными проблемами и пограничными расстройствами психики нуждаются в более интенсивной терапии и активном вмешательстве, чем может предложить онлайн-психолог. Еще одно. Психологи не имеют медицинского образования и не могут назначать лекарства.

– Есть ли у таких консультаций преимущества по сравнению с традиционной, очной формой общения?

– Одно из главных преимуществ онлайн-консультирования – анонимность и уважение. В Интернете не имеет значения, кто вы, какие физические недостатки или проблемы у вас есть, каково ваше окружение. Клиенты теперь имеют возможность определять, какой теоретический подход психолога им ближе и чему вообще они верят. Они выбирают.

Виртуальная анонимность электронной почты позволяет сосредотачиваться на своих проблемах, не отвлекаясь на эмоции, как при личных сессиях с психологом. Консультация в Интернете способна как бы переместиться в пространство клиента – и физически, и эмоционально. Находясь за клавиатурой компьютера в собственной квартире, люди сами контролируют ситуацию и управляют своей безопасностью. Так, в онлайн-режиме часто контактируют с психологами люди с различными социальными фобиями – те, кто боится огласки и осуждения, не доверяет людям, испытывает непреодолимое стеснение перед «живым» психологом.

Кроме того, онлайн-консультирование предлагает новые возможности для людей, временно или постоянно работающих или проживающих за рубежом. Интерактивный способ помогает выйти за рамки иммиграционной среды и культурных различий и выбрать психолога из своей страны.

Виртуальные связи дают шанс получить квалифицированную помощь и клиентам-инвалидам, прикованным к дому. Например, людям с нарушением слуха лучше удается выражать свои мысли именно посредством текста, и они предпочитают не зависеть от переводчика. Контакт по электронной почте незаменим и в такой кризисной ситуации, когда клиент, к примеру, не в состоянии разговаривать, но нуждается в общении со специалистом.

Еще одно очевидное преимущество онлайн-консультаций – это их доступность. Психолог и клиент находятся в одном глобальном пространстве, они независимы от расстояний и времени. Это очень удобно.

– А если человек вообще ни разу не был у психолога, имеет ли смысл начинать с виртуального контакта?

– Почему бы и нет? Большинство обращающихся к онлайн-психологам как раз такие новички. Эти люди хотят заранее получить первоначальные представления о том, что такое консультирование и психотерапия. Для них важна возможность сохранения переписки с психологом. Они могут в любое удобное время вернуться к записям, поразмышлять над письмами. Это помогает глубже понять свои проблемы, лучше осознать рекомендации специалиста.

Кстати, не менее полезно наличие такой переписки для самого психолога. Ведь даже опытные консультанты во время личных встреч с клиентами иногда пропускают какие-то важные детали. Потом они могут в спокойной обстановке поразмышлять над перепиской.

– Очевидно, что участвующие в онлайн-переписке клиент и психолог должны уметь и любить хорошо писать, грамотно выражать свои мысли и чувства.

– Да, это важное условие. Человек, который не любит писать письма, вряд ли сможет толково рассказать специалисту о своей проблеме. Как следствие, у психолога возникнет затруднение с анализом его жизненной ситуации и с проведением адекватной терапии. Хотя большинству людей комфортно переписываться по электронной почте и заниматься своим жизнеописанием. Тем более что онлайн-методы поощряют искренность.

У людей расширяются возможности для самовыражения, раскрытия своей индивидуальности. Кроме того, на традиционном сеансе человек иногда стремится скорее смягчить проблему, объяснить и логически обосновать свое поведение, чем сосредоточиться на раскрытии подробностей и на решении задач.

Вообще, виртуальные отношения с психологом сильно сближают обоих участников процесса. Близость, возникающая визуально при видеоконференции, не является фактически близостью. В чате или по электронной почте психолог и клиент могут чувствовать друг друга намного глубже, чем если бы они физически присутствовали при личной встрече. Это чувство близости создается в результате уникального способа самопрезентации каждого клиента.

Представление себя в Интернете может проявляться с помощью «ника», стиля шрифта, скорости печати, темпа взаимодействия, многословия или, наоборот, использования сокращений и «смайлов», нюансов правописания и грамматики. Хотя не все эти факторы оцениваются в онлайне, многие вполне могут быть расшифрованы. Все они добавляют силу чувству близости.

Переписка позволяет клиенту при необходимости говорить непрерывно или именно в том объеме, в котором он желает. А психолог имеет возможность исследовать проблемы клиента, имея полный доступ к потоку его мыслей. В конечном счете, конечно, психолог сосредоточится на обсуждении одной или двух центральных тем. Но первоначально он нуждается в том, чтобы ничего не пропускалось и не игнорировалось.

– Значит, стиль письма служит для психологов этаким диагностическим критерием. А может ли также охарактеризовать клиента выбранный им способ общения со специалистом?

– Разумеется, и стиль письма, и метод связи дают представление о личности клиента. В целом, можно сказать, что люди, которые предпочитают чат или видеоконференции, хотят получить связь с психологом в режиме реального времени. Они желают быть ближе к психологу, иметь с ним более близкий контакт. Возможно, им нужна своего рода безотлагательность по отношению к своей проблеме и непосредственная, незамедлительная обратная связь.

– Вообще, как долго нужно ждать ответа после отправки письма?

– Время ответа обычно оговаривается с клиентами заранее. Люди чувствуют себя увереннее, если знают, когда именно стоит ожидать реакции психолога.

Как правило, специалисты отвечают на письмо в течение двух суток с момента его прочтения. Рекомендуемое время для сессии посредством чата, видеоконференции – 45 минут.

Как показывает опыт, онлайн-консультирование редко длится дольше чем один-два месяца. Большая часть клиентов обычно ориентирована на быстрое решение своих задач. В то же время они всегда могут обратиться к своим психологам за повторной помощью, особенно в периоды осложнений или кризисов.

– Но у заочных консультаций есть и минус – в виртуальном пространстве легко нарваться на непрофессионала. Как избежать ошибки?

– Не нужно бросаться с головой в омут и писать о своих проблемах первому попавшемуся в сети психологу. Сначала соберите о нем и его принципах работы необходимую информацию. Как следует изучите вебсайт этого специалиста. Добросовестный психолог должен сообщить о своей квалификации и опыте работы, направлении своей профессиональной деятельности, оплате своих услуг и приблизительной продолжительности консультирования. На сайте должны быть четко обозначены различия между онлайн и личным общением с психологом. Подчеркнуто, для кого не предназначены интернет-услуги.

Клиент должен быть осведомлен о риске временного ухудшения своего состояния в процессе консультирования. Кроме того, онлайн-психологом должно быть разъяснено понятие конфиденциальности и варианты того, как она обеспечивается, в том числе и для защиты электронных писем и файлов.

Прекрасно, если на сайте психолога размещены вопросы и ответы, демонстрирующие практический подход этого специалиста к решению различных проблем. Поймайте себя на ощущениях – насколько «близко к сердцу» принимает данный психолог переживания и трудности доверившихся ему человеческих душ.

 

После ознакомления и согласия с основными принципами работы психолога нужно уточнить, каким образом будут проходить консультации – через электронную почту, чат, видеоконференцию. Затем надо заключить договор – на одну сессию или более длительный срок. И, наконец, уточнить сумму и способ оплаты услуг.

Хороший признак – если психолог предложит вам составить предварительную заявку с описанием своей проблемы еще до получения денег. Это говорит о его порядочности и профессионализме. Прежде чем связывать клиента договором, он хотел бы выяснить, целесообразна и возможна ли в принципе работа с его проблемой, сколько времени она может занять и какую еще информацию для продуктивной консультации необходимо получить от клиента.

Наталья ДАЛЬНЕВА