Визуалы против кинестетиков

Почему одни из нас одеваются аккуратно и красиво, а другие – небрежно? Почему у одних на рабочем столе все аккуратно разложено, а у других разбросано? Что стоит за всем этим?

Консультирует кандидат медицинских наук, сотрудник Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, доктор психологии Антон Борисович Бичун.

Все люди делятся на три типа – аудиалы, визуалы и кинестетики. Для первых очень важны звуки. Через них они получают большую часть информации об окружающем мире. Визуалы больше ориентированы на картинки, зрительные образы. Для кинестетиков важно другое: понюхать, пощупать, по-пробовать.

У каждого из трех типов есть свои особенности поведения. Если не понимать, к какому типу ты принадлежишь сам и люди из твоего окружения, то возможно возникновение самых разных конфликтов. Как их избежать? Разберем самые типичные ситуации. Вот три письма.

 

«У меня проблемы с моей коллегой. Ее манера общения меня раздражает: при разговоре эта женщина норовит как можно ближе встать ко мне, буквально припирает меня к стенке. Она заглядывает мне в лицо, вертит пуговицы на моей одежде. Меня это очень сильно раздражает. Можно ли как-то отучить ее от этого?»

Ирина Васильевна Купреянова,

г. Москва

– Эта ситуация объясняется просто. Наша читательница, которую раздражает коллега по работе, является ярко выраженным визуалом. Для него очень важно видеть собеседника, поэтому лучше всего, если он стоит на расстоянии 2–3 метров. Идеальное место для визуала –

угол комнаты, откуда он мог бы обозревать все пространство. Очень важно, чтобы глаза собеседников находились на одном уровне, иначе визуал будет бессознательно рассержен. Такая же реакция следует и на слишком близкую дистанцию с коллегой по работе. Она как бы лишает визуала возможности следить и контролировать ситуацию.

Отсюда простые выводы: чтобы общение с визуалом было продуктивным, нужно соблюдать определенные правила. Это особенно важно знать тем, кто работает с людьми. Им надо «вычислить» визуала и правильно с ним общаться. Как «вычислить» визуала?

Характеристика

Окружение. В офисе надо обратить внимание на стол: если на нем царит порядок, то хозяин рабочего места – явный визуал. Он аккуратно складывает документы и строит из них ровные стопочки. Или раскладывает все бумаги в папки, или тщательно скрепляет листы скрепкой и кладет их на край стола – но обязательно ровно, а не крив о и косо.

Разговор. Говорят визуалы очень четко, с хорошей дикцией, быстро произносят слова и очень быстро ухватывают суть разговора. Но так же быстро они, увы, ее и забывают.

Одежда. Визуалы одеваются ярко, броско, со вкусом. При этом одежда всегда тщательно выглажена и, конечно же, на ней нет ни соринки. Главный принцип – красота. Удобство, комфорт «задвигаются» на второй план.

Поэтому визуалы могут надеть туфли на высоких каблуках, передвигаться в которых сложно. Но их это не волнует. Главное – красота. Что касается одежды, то она может быть слишком обтягивающей. Смотреться такие вещи будут великолепно, но ни о каком комфорте здесь и речи быть не может. Главное – внешний вид. И он всегда на высоте.

Поза. У визуалов хорошая, прямая осанка, они всегда сидят ровно, высоко подняв голову и расправив плечи.

Еда. Для визуала главное – красиво накрытый стол и красиво сервированные блюда. При этом совсем не обязательно, чтобы они были вкусными. Основное удовольствие получается от визуального впечатления.

Семейные отношения. Период стабильности у визуалов составляет около двух лет. Это то время, когда визуал живет спокойно, довольствуясь привычными визуальными образами. Но потом они надоедают, и визуал начинает искать что-то новое. Его глазу необходимы свежие впечатления. Вот тут супруг визуала должен проявить гибкость и изменить свой внешний вид. Лучше всего сделать новую стрижку или перекрасить волосы. Визуал воспримет это «на ура».

Если не менять свой облик, то визуал заскучает. Он может начать искать новые визуальные образы на стороне. Чтобы этого не случилось, супруг должен раз в 1,5–2 года резко менять свой имидж.

 

«У меня есть муж и 16-летний сын. Муж занимает важную должность и по роду своей деятельности должен носить костюм и галстук. Вместо этого он одевается так, что мне за него просто стыдно. Мешковатые свитеры, мятые брюки. Взглянув на него, можно подумать, что я о своем муже совсем не забочусь. Что до сына – то он тоже одевается так, что рядом с ним мне стыдно идти. Когда пытаюсь что-то поменять, они все воспринимают в штыки. Почему это происходит?»

Ольга Минаева,

г. Санкт-Петербург

– Что ж, давайте разберем эту ситуацию. Нам уже ясно, кем является аккуратная супруга – конечно же, визуалом. Она стремится, чтобы каждый член семьи носил выглаженную, чистую и красивую одежду. А вот для мужа и сына это вовсе не обязательно. Напротив: красота в одежде их не интересует. Самое главное – это комфорт.

Стремление к нему – это главный отличительный признак уже другого психотипа – кинестетика. Для него визуальные образы играют второстепенную роль. На первом месте стоят ощущения. Чем они прият-нее – тем лучше чувствует себя кинестетик. Как его «вычислить» и как с ним лучше всего общаться?

Характеристика

Окружение. Кинестетика окружает то, что многие называют «бардаком». На рабочем столе хаос: книги, бумаги, ручки свалены в кучу. Стикеры с телефонами и заметками наклеены куда попало. Среди всего этого для полноты ощущений стоит стакан с чаем и блюдечко с недоеденным пирожным. Такая картина –

настоящий кошмар для визуала. А для кинестетика это окружение –

единственно приемлемое. У него все под рукой. Ничего не надо искать, не надо лазить по ящикам. Протянул руку – и оп-ля, нужный документ найден. Кинестетик прекрасно ориентируется в окружающем его рабочем «хаосе».

То же самое и дома. Пред-ставьте себе различия между тем, как готовит кинестетик и как готовит визуал. Представьте разницу между кроватью кинестетика и визуала. Первая застелена без единой морщинки. Вторая может быть не застелена вовсе.

Книги, ноутбук, флаконы с кремом – все это можно найти в кровати кинестетика. Но он всегда будет при этом очень тщательно расправлять простыню – так, чтобы складки не мешали лежать. Никогда на его кровати нет крошек – на них кинестетик никогда не уснет. А вот визуалу мелкие крошки не такая уж помеха. Неудобно, конечно, но ничего – спать можно.

Разговор. Кинестетик говорит медленно, приятным бархатистым голосом. Он детально вникает в мелочи и долго помнит рассказанное ему. В разговоре он пытается встать как можно ближе к собеседнику. Это дает максимум информации тактильным рецепторам кинестетика. Если он общается с ярко выраженным визуалом, то это может вызвать дискомфорт – как мы видели на примере первого письма.

Одежда. Главное для нашего героя – комфорт. С этой жизненной установкой кинестетик выбирает себе вещи. Никакой обтягивающей одежды. Она мешает ему дышать, ходить и думать. Носятся только те вещи, которые хорошо сидят, нигде не давят, не жмут и не натирают. Тщательно выбирается и обувь. Женщину-кинестетика надеть неудобные «шпильки» вынудят только из ряда вон выходящие обстоятельства. Да и то она снимет эти «испанские сапожки» при первом же удобном случае.

Одежда у кинестетика может быть мятой и неглаженой. Но она всегда свежая и хорошо пахнущая –

ведь приятные запахи так же важны, как и тактильные ощущения. Вот такие капризы.

Поза. Кинестетик может чуть сутулиться, ходить с поникшими плечами. «Держать» осанку для него утомительно. Он сидит на стуле вальяжно, развалившись –

у визуалов это тоже, кстати, может вызвать раздражение. Что поделаешь – они очень разные люди.

Еда. Можно не сервировать блюдо и не тратить время на скатерти, канделябры и красиво скрученные салфетки. Это совсем не обязательно. Главное –

чтобы было вкусно, остальное кинестетика не интересует.

Семейные отношения. Кинестетика надо вкусно кормить. Это основное, что должен знать его супруг. Очень важны поглаживания, прикосновения и поцелуи. Без них кинестетик не сможет чувствовать себя любимым. Ему всегда нужна тактильная, ощутимая поддержка.

Кинестетик очень стабилен, ему не нужны перемены. Если супруг придет с новой стрижкой, он не услышит ни одного одобрительного слова. Поэтому меняться нужно не чаще чем раз в 8–10 лет.

 

«Я очень люблю напевать – делаю это в машине, в душе, на кухне, когда готовлю. Мужа мое пение мгновенно выводит из себя. Никогда не думала, что такая мелочь может так разозлить его. В чем дело?»

Вероника Ваганова,

г. Самара

– Есть люди, для которых главное – звуки. Как правило, они обладают очень тонким музыкальным слухом. Особая чувствительность к звукам – это единственная отличительная черта аудиалов. Муж нашей читательницы – один из них. Его непроизвольно выводит из себя пение супруги. Вероятно, у нее проблемы со слухом или голосом. И то, и другое, как ни странно, может мгновенно вывести из себя аудиала. Он просто не понимает, как так можно фальшивить.

Характеристика

Характеристика аудиалов не так уж разнообразнее. Их речь очень богата интонациями и обертонами. Когда они слушают собеседника, то поворачивают к нему голову, чтобы лучше было слышно. Никаких особых предпочтений в еде и одежде они не высказывают. Менее интересны, чем кинестетики, и визуалы по своим особенностям.

Справедливости ради нужно сказать, что аудиалы встречаются достаточно редко. Основная масса людей поделена между кинестетиками и визуалами.

Легкое общение

Причина конфликтов между этими психотипами – непонимание. Визуалы обвиняют кинестетиков в неуважении и безалаберности. Кинестетики относятся к визуалам как к чопорным «аккуратистам». Они раздражают друг друга. Часто это раздражение приводит к ссорам, спорам и прочим нехорошим вещам.

Их достаточно просто предот-вратить, если знать психологические особенности друг друга. Раздражает близкая дистанция с кинестетиком? Разговаривайте с ним, сидя за разными концами стола. Не нравится неряшливая одежда мужа? Подберите ему те вещи, которые были бы не только удобными, но и красивыми. Тогда конфликт исчезнет сам собой.

Муж не любит, чтобы вы при нем пели? Это не потому, что он вас не любит. Просто любой фальшивый звук – игра на его нервах. Не пойте при супруге, делайте это, когда его нет рядом, уступите. Решение можно найти для любого бытового или рабочего конфликта. Важно для начала понять, кто вы и окружающие вас люди.

Ирина СЕМЕНОВА