Внутренний ребенок 2

Внутренний ребенок
Как жить, не мучая себя вечными запретами? Как помочь себе стать собой, а не такой, какой тебя хотят видеть другие? На эти и другие вопросы дает ответы материал из нашей новой рубрики «Сказкотерапия» — сказка о проблеме и реальные советы по ее решению. Автор — наш обозреватель Марина Фокина.

Сказка. Нелегкая ситуация

Мне очень давно нужно было поговорить с ней. Но я боялась. Мы часто боимся разговора с теми, перед кем чувствуем вину.

Наконец, я решилась. И пришла к ней. Маленькая хорошенькая девочка с рыжеватыми кудряшками и карими глазами в зеленых крапинках смотрела испуганно.

— Маленькая, ну что ты? Иди ко мне!

Девочка молча замотала головой и отодвинулась подальше. Мне было жалко ее.

— Я боюсь тебя. Ты сделаешь мне больно. В последнее время мне часто делают больно. Но ты — чаще всего.

Я открыла рот, чтобы как-то оправдаться, но девочка опередила меня:

— Не старайся, я знаю все, что ты хочешь сказать. Что все это — для моей же пользы. Но вот только… Ты всерьез полагаешь, что, запретив мне все, ты станешь счастливой?

Я не нашлась с ответом. А малышка, как-то по-взрослому грустно усмехнувшись, продолжила:

— Ты прекрасно видишь, что мне и так тяжело. Я не умею ни любить, ни заботиться, ни помогать. Я верю — каждому. И распахиваю сердце. А мне… Мне делают больно. И ты это позволяешь. И потом — бьешь меня сама. Чем под руку попадется.

Под запретом всё!

У меня запылали щеки. И уши. Девочка говорила правду. Самое болезненное — ребенок не обвинял. Ребенок просто перечислял факты. Ни одному из которых у меня не было оправданий.

— Ты запретила мне играть, потому что на это нет времени. Ты запретила мне плакать, потому что у хороших девочек всегда хорошее настроение. Ты запретила мне говорить, что я думаю. Потому что это может обидеть и ранить кого-то. И без разницы, что этот кто-то ранит и обижает меня. А я даже ответить не могу, не то что совочком по голове дать!

Девочка уже не плакала, а сердилась. И топала ногой. А в голосе прорезался колокольчик, но он звенел для меня тревожным набатом.

— Ты запретила мне делиться со всеми тем, что у меня на душе. Просто велела молчать — и все.

— Ты запретила мне жалеть себя. Потому что это, видите ли, неконструктивно. А вместо жалости я каждый раз слышу: «Соберись, тряпка!».

— Ты запретила мне есть вкусное. И каждый раз, когда я хочу пирожное, ты называешь меня толстухой и не даешь сладкого. А если и даешь, то потом ругаешь, что я его съела.

Глаза малышки метали молнии.

— И самое главное — ты запретила мне быть самой собой. Такой, какая я есть. Любящей хохотать и плакать попеременно. Вываливать все, что у меня на душе, подружкам и тому, кого я люблю. Обожающей наряды, подарки и обнимашки с поцелуйчиками.

Истинные желания

Девочка выговорилась. Вздохнула. И заплакала:

— А я хочу… На ручки. Плюшевого медведя и блестящее колечко. Валяться с книжкой на диване. Капризничать, когда хочется капризничать. Красивый цветочек. Торт «Графские развалины» и чтобы по голове гладили. И говорили, что я самая лучшая, самая красивая, самая любимая девочка на свете. И чтобы я не боялась, что все уйдут, а я останусь одна…

Я взяла малышку на руки и поцеловала в рыжеватую макушку. Так сладко пахнущую летом и медом. Господи, что же я натворила? Ведь она — это я. Это моя внутренняя девочка, которую я застращала, запинала, завоспитывала. Которой я на самом деле запретила все.

— Не плачь, маленькая. Теперь мы будем жить по-другому. Не обещаю, что сразу, но я исправлюсь.

Крошка перестала плакать, в глазах заскакали веселые искорки.

— И мы будем есть торт? И нам подарят медведя и колечко? И теперь можно говорить злюкам, что они злюки?

Я улыбнулась.

— Да, моя хорошая. Торт — однозначно! Если не подарят медведя и колечко — сами себе купим. Сначала. А потом найдется и тот, кто подарит, — гарантирую. Особых злюк мы даже будем бить совочком. По голове. Чтобы в нашей жизни больше не было злюк. А девочки — не плакали!

Моя внутренняя девочка широко улыбнулась и… достала из-за спины совочек. Розовый и в стразах. Ну кто бы сомневался — девочка же!

Внутренний ребенок

«Несказочное» решение

Множество наших бед происходит из-за того, что мы действительно перестаем слышать себя, своего «внутреннего ребенка». Подменяем чужими свои собственные желания, потребности, ценности. Чтобы с нами было удобно. Комфортно. Уютно. Легко. И в этом похвальном, в общем-то, стремлении мы забываем о себе. С нами действительно комфортно другим, но при этом нам самим — плохо.

Что же сделать, чтобы ваш «внутренний ребенок» и вы вместе с ним снова были довольны и счастливы? Попробуйте следовать «сказочному» алгоритму, но делать при этом совершенно реальные выводы.

Шаг первый  — обозначьте проблему. В спокойной обстановке, в одиночестве запишите все, что не устраивает вас в вашей жизни. Все записи вносите в таблицу. Старайтесь писать максимально конкретно. В первую колонку таблицы внесите все ваши жизненные неудобства.

Будьте максимально подробны и откровенны с собой. Записывайте все — крупное и то, что кажется мелким и незначимым. Пусть в этой колонке будет все: «Мало денег», «Война с соседкой», «Натирают туфли».

Шаг второй  — выдайте вашу реакцию на каждую проблему и запишите во вторую колонку. Причем реакцию и психологическую, и физиологическую, если такая имеется. К примеру: «Стесняюсь плохой и дешевой одежды», «Болят ноги от мозолей», «Дурное настроение и больная голова от ссор с соседкой».

Шаг третий  — свяжите свои проблемы со своими же собственными запретами. К примеру: «Муж не дарит подарков — я запретила себе озвучивать свои желания и потребности, чтобы не ставить его в неловкое положение. Я запретила себе просить, потому что это стыдно». Запрет внесите в третью колонку таблицы.

Даже если на первый взгляд кажется, что проблема никак не связана с запретом, «копайте» глубже. Эта связь найдется. К примеру: «Жмут туфли — я запретила себе носить удобную обувь ради соответствия дресс-коду».

Шаг четвертый  — снимите запрет. Разрешите себе то, что запрещали, и объясните, зачем и почему вы этот запрет снимаете. К примеру: «Я разрешаю себе три раза в неделю есть что-то сладкое, чтобы повысить настроение». Разрешение внесите в четвертую колонку.

Шаг пятый  — укажите сложности, которые могут возникнуть в связи со снятием запрета. К примеру: «Если я разрешу себе говорить подруге все, что думаю, она может обидеться на меня. И мы поссоримся». «Риски» запишите в пятую колонку. Туда же внесите и варианты нейтрализации рисков.

И, наконец,  шаг шестой  — как можно ярче представьте себе, что хорошее случится в вашей жизни, если вы разрешите себе то, что запрещали. К примеру: «У меня появится новая, интересная мне работа», «Я буду выглядеть так, как хочу».

У вас в руках — готовый алгоритм действий. Или «бизнес-план» по любви к своему «внутреннему ребенку» и лично к себе!

Внизу образец таблицы. И образец ее заполнения с одной из проблем-запретов, освещенных в сказке.

ПроблемаПереваривание негатива в себе
Неудобство (психологическое и физическое)Плохое настроение, отсутствие доверительного общения. На физическом уровне – головная боль
ЗапретНельзя делиться своими проблемами, они никому не нужны. Люди только порадуются, что у тебя все плохо
Снятие запретаЯ разрешаю себе говорить близким о своих сложностях. Я верю в их поддержку. И я сама готова выслушать чужой негатив
Возможные риски и их нейтрализацияНадо мной могут посмеяться – но и я могу перевести ситуацию в шутку. Меня могут не понять – но я проговорю то, что меня тревожит. И лучше пойму себя сама
Положительный результатЯ не буду держать боль в себе и портить себе этим настроение. Я стану более открытой и понятной другим. У меня исчезнут проблемы со здоровьем