Война с боссом

«Недавно в прессе прошла информация, что сотрудница лондонского отделения Сбербанка получила почти 5 миллионов долларов в качестве компенсации за издевательства со стороны шефа. Интересно, как ей это удалось?

Я уже полтора года воюю со своей новой начальницей, которая хочет поставить на мое место своего человека. Я не хочу доставлять ей такого удовольствия, как заявление «по собственному желанию».

Вероника П., Пенза

Отвечает московский бизнес-тренер, коуч Анна Васильевна Ельцова.

Начальницы против сотрудниц

Действительно, это сообщение облетело многие российские информационные порталы. Для нас это, конечно, новое явление. А на Западе суды уже давно рассматривают дела о моббинге – когда коллектив травит какого-то сотрудника, и боссинге – когда человек подвергается насилию со стороны шефа.

В Америке специальный институт проводил исследование этой проблемы. И выяснилось, что наиболее часто именно женщины-начальницы таким образом выживают неугодных сотрудниц –  в 50% случаев. К мужчинам они более благосклонны – всего 30% представителей сильного пола пострадало от своих высокопоставленных леди. У нас в стране картина похожая. Особенно это касается женских коллективов.

«Под колпаком»

Причин, по которым начальница может преследовать свою сотрудницу, много. Прежде всего, это ситуация, когда у шефини нет оснований уволить ее по закону. Тогда она делает все, чтобы измотать свою жертву, довести ее до отчаяния и вынудить уйти «по собственному желанию».

Для этого начальница может давать своей подчиненной нелепые задания, например, отправить 50 разных писем в 50 адресов. Обесценивать квалификацию и профессиональные заслуги сотрудницы: « Петрова у нас все равно ничего не делает, пусть идет разбирать архив». Отчитывать ее при всем коллективе, прилюдно делать замечания.

Часто шефиня пристально следит за неугодной сотрудницей: фиксирует ее опоздания на несколько минут, «ставит на вид», в то время как на нарушение дисциплины  со стороны других работников смотрит сквозь пальцы. Человек чувствует, что все время находится «под колпаком», и невольно начинает совершать ошибки. А это то, что и надо начальнице.

Перед неугодным сотрудником могут ставить нереально короткие сроки для выполнения задания. Не  приглашать его на важные совещания – с тем, чтобы он оказался не в курсе происходящих дел в фирме.

Но о боссинге можно говорить только тогда, когда все эти преследования носят систематический характер. Если шеф поругает вас однажды за плохо сделанную работу, это нельзя назвать тиранией.

Что делать?

  1. Если вы решили продолжать борьбу, ведите дневник: «10.08. 2015. Получила задание: почистить корпоративную почту, удалить спам, что явно не соответствует моей квалификации и должностным обязанностям». Записывайте на диктофон разговоры с начальницей, особенно те, в которых она оскорбляет вас или отчитывает перед всем коллективом. Сохраняйте переписку, доказывающую, что вас систематически травят, вынуждая уволиться. Все это может пригодиться, если вы будете обращаться в суд или к вышестоящему начальству. Но иногда сам факт существования таких доказательств заставляет шефиню вести себя более сдержанно.
  2. Именно сейчас надо быть особенно внимательной к своей работе: не опаздывать, не задерживаться с обеда, выполнять все задания в срок и максимально профессионально – чтобы не вызывать никаких претензий.
  3. Не принимайте решений в спешке, сгоряча. А если вы все же задумаете уйти, попробуйте договориться об увольнении по соглашению сторон. Тогда вы сможете попросить от работодателя выходное пособие на определенную сумму. Если же вы уходите «по собственному желанию», вам положена только компенсация за неиспользованный отпуск.
  4. Но лучший выход – в наших условиях – это сделать гонителя своим союзником. Обратитесь к начальнице за профессиональным советом, покажите, что цените ее помощь. Сначала она, конечно, будет торжествовать, посчитав вас побежденной. Но в процессе сотрудничества можно вызвать шефиню на откровенный разговор. И дать ей понять, что вы любите свою работу, хотите трудиться в этом коллективе, и для вас очень важна спокойная, дружественная атмосфера. Как ни странно, этот способ у нас срабатывает лучше, чем обращение в суды и инстанции.
Надежда Зыкова