Вундеркинды эпохи кризиса

Вундеркинды эпохи кризиса

Парадоксальное явление: во время кризиса думающие родители стали вкладывать больше средств в раннее развитие детей. Почему?

Рассказывает детский психолог, педагог, руководитель московского центра раннего развития «Мое солнышко» (www.moesolnishko.ru) Валерия Владимировна Рулькова.

– Наши дети будут жить в условиях жесткой конкуренции. Чтобы вырастить таких конкурентоспособных детей, надо с самого раннего возраста заниматься их развитием. Не сломаются ли они?

– Большинство школ сегодня, увы, выпускают «середнячков», «серых мышек». О какой-то серьезной конкурентоспособности таких детей говорить не приходится.

Думающие родители берут интеллектуальное и творческое развитие детей в свои руки. Самостоятельно решают, по каким методикам и в каких учреждениях будет происходить обучение их ребенка. Принимают в этом самое деятельное участие.

Эти люди заслуживают уважения потому, что своими силами пытаются противостоять зомбированию и деградации детей через ТВ, компьютерные игры. И раннее развитие в этом смысле – важнейшая основа для последующего развития гармоничной личности.

– Есть мнение, что раннее развитие осиливают лишь от природы одаренные дети. Может, развивать «среднего» ребенка бессмысленно?

– Это суждение в корне неверно. Американские ученые еще лет десять назад пришли к выводу, что истинную и полноценную работу мозга определяют впечатления и опыт, обретаемые после рождения, а не врожденные свойства мозга. Так что каждый ребенок уникален. Каждый появляется на свет со способностью к обучению и развитию.

Формирование мозга продолжается еще долгое время после рождения. Он не просто увеличивается в размерах, как ручки или ножки. В нем образуются новые и новые мельчайшие соединения, ответственные за способность чувствовать, обучаться и запоминать. То есть за все, для чего мозг и предназначался, но делать еще не умеет.

И именно ранние детские впечатления определяют то, каким образом будут подключены сложные схемы мозга. Скажем, если малыш все раннее детство проводит «под телевизором» и почти не видит живых людей, развитие функций его мозга затрудняется. Если же родители достаточно занимаются с малышом, дают ему возможность общаться, набираться впечатлений, мозг ребенка будет активно развиваться. А значит, постепенно малыш будет становиться все более любознательным, смышленым. У него будет более богатый спектр эмоций, более грамотная речь, более выраженные творческие способности.

Не могу согласиться и с тем, что раннее развитие «напрягает», «грузит» ребенка. Ведь речь тут не идет о каком-то серьезном обучении, скорее – о развитии познавательной активности. Детям любопытно абсолютно все: лужи на асфальте, звон трамвая на улице, буквы и цифры на вывесках домов, голос в телефонной трубке. Все это кажется ребенку чудом. И если родители сумеют разделить с ним это удивление и радость познания, это даст ему уверенность, что его наблюдения важны и ценны, что к ним прислушиваются. И тогда его интерес к знаниям будет возрастать сам собой.

И напротив: нельзя заставлять ребенка заниматься против его желания. Насилие не приносит радости и потому дает обратный эффект. Формирование мозговых систем останавливается.

– А что для ребенка лучше – домашние занятия с родными или посещение специальных курсов, обучение в группе?

– Конечно, внимание родителей, бабушек и дедушек для ребенка бесценно. Особенно в первые три года жизни. Ученые выяснили, что у детей-сирот, полностью лишенных родительской ласки, важнейшие области мозга остаются недоразвитыми. А богатый эмоциональный багаж, наоборот, ускоряет их созревание. Даже самые простые игры –

«ку-ку», потешки, песенки – учат малыша общению лицом к лицу.

Но со временем круг общения ребенка должен постепенно расширяться. И будет лучше, если малыш придет в группу вместе с мамой или папой. Станет осваивать новые навыки вместе с такими же крохами. Родители при этом будут рядом. Это обеспечит малышу спокойствие и уверенность в своих силах.

– Центров раннего развития немало. Как выбрать подходящий? На что обращать внимание – на оригинальность используемых методик, на образование педагогов, наличие у них собственных детей?

– Выбор детского центра – дело серьезное. Ведь это одно из первых общественных мест, куда вы придете с ребенком. Поэтому, в первую очередь, это должно быть чистое комфортное помещение, предназначенное для занятий с детьми. Конечно, педагоги должны быть квалифицированные. Очень важно, чтобы они умели и любили общаться с детьми, отдавали им часть своей энергетики, были открытыми, приветливыми.

Методики тоже имеют значение. Но главное, как они преподносятся педагогом: как интересная игра, приносящая радость и удовольствие, или как нечто неизбежное, как задание, которое нужно во что бы то ни стало выполнить. Лично я всегда за первый вариант. Ребенок должен ощутить радость, а не усталость и опустошенность.

Также хороший критерий цент-

ра – это внимание и доброжелательность персонала к родителям.

– Считается, что мальчики интеллектуально и эмоционально на 1–2 года отстают от девочек. И поэтому заниматься с мальчиками раньше трех лет бесполезно – ничего не поймут и не усвоят. Неужели к вам в центр приводят только девочек?

– Нет, мальчики в развитии не отстают, просто у них оно происходит иначе. У мужчин и женщин есть небольшие различия в работе мозга, поэтому обучаются девочки и мальчики по-разному. Например, мальчики проблему изучают долго, во всех деталях. У них в каждый период жизни есть «своя тема», свой интерес. Девочки хотят знать «все и сразу». У них множество интересов. Они более эмоциональны.

На занятиях в нашем центре много и мальчиков, и девочек. Посещение группы развития никак не зависит от пола ребенка. Главный мотив для визита в центр – активная заинтересованность родителей в том, чтобы жизнь малыша была яркой, интересной, эмоционально насыщенной. Ведь это отличный старт в будущее.

– Но при таком быстром старте некоторые дети рискуют быстро «перегореть», столкнуться с разными психологическими проблемами. Например, при поступлении в школу многие «ранние» дети подолгу не могут адаптироваться. С ровесниками им неинтересно, скучно. А при зачислении сразу в старшие классы они отстают от взрослых ребят физически. Получается, что всюду они изгои. Страдают от непонимания и одиночества. Есть ли выход из этого положения?

– Да, все действительно очень непросто. На сегодняшний день у нас есть множество детских центров и курсов, где малышам дается возможность всестороннего развития. Но в обычных массовых средних школах эти знания, умения и навыки становятся практически невостребованными. Лишь немногие школьные педагоги осуществляют индивидуальный подход к ребенку. Большинство работают, условно говоря, «на троечника». Поэтому даже одаренные дети со временем уже не отличаются от остальных.

Конечно, вся наша система образования нуждается в обновлении. Мир вокруг нас быстро меняется, меняются и наши дети. Методы обучения и воспитания тоже должны меняться. И детский сад, и школа должны стать тем местом, где ребенок в полной мере может проявить себя, раскрыть все свои способности. Все это возможно, если с детьми работают по-настоящему увлеченные педагогикой люди. Но такие специалисты сейчас становятся большой редкостью и ценятся на вес золота.

В нынешних условиях можно посоветовать родителям только одно: выбрав курс на полноценное развитие ребенка, не сворачивать с него вплоть до поступления в вуз. Вместо обычной школы рядом с домом морально готовьте ребенка к гимназии или лицею. Благо в больших городах есть спецшколы для детей с самыми разными способностями. Надо лишь вовремя туда устроиться.

– Есть точка зрения, что раннее обучение непременно приводит к нервным срывам. Насколько она правдива?

– Развитие событий идет по такому сценарию лишь при определенных условиях. Прежде всего – если занятия проходят в принудительной форме. Если родители хотят от ребенка беспрекословного подчинения. Если малыш боится не оправдать надежд родителей, видит их негативную реакцию на свои ошибки. Вот тогда срывы возможны.

Но при чем здесь раннее развитие? Скорее, дело здесь не в нем как таковом. А в том, что родители не умеют общаться с ребенком. Видят в нем инструмент для своих достижений, пытаются манипулировать малышом. Но в эмоционально напряженной атмосфере развитие замедляется, чем бы ребенок ни занимался. Травма повышает уровень гормона кортизола, и тот обжигает чувствительный мозг подобно кислоте. В результате у детей, подвергшихся жесткому обращению, происходят необратимые изменения. В коре головного мозга у них становится на 20–30 процентов меньше зон, которые отвечают за эмоции.

Заинтересованные в благополучии своего малыша родители уделяют ему много времени и внимания. Помогают решать проблемы, поддерживают в случае неудач, учат преодолевать трудности. Любящие мамы всегда на стороне своего ребенка. И это самая главная страховка от нервных срывов.

За все время работы нашего центра ни один ребенок не страдал от депрессий, перевозбуждения, неврозов. Более того, подросшие дети до сих пор помнят, как посещали наш центр, и с удовольствием приходят в гости.

– Знаю, что некоторые родители так гордятся своими «ранними» детьми, что буквально надевают на них корону. Их «звездные» мальчики и девочки вырастают умными, но высокомерными существами. Как предотвратить такие проблемы?

– Это проблема не только «ранних» детей. Скорее всего, дело в характере ребенка. На сегодняшний день известно, что некоторые черты характера обусловлены генетически, например застенчивость или склонность к риску. Наличие гена само по себе ничего не гарантирует, а лишь открывает путь тем или иным чертам характера. Чтобы эта особенность проявилась, внешняя среда должна «включить» ген. Что и происходит в случае, если склонных к высокомерию детей постоянно нахваливать и называть самыми умными и талантливыми. Их гордыня от этого будет только прогрессировать.

Зато по отношению к застенчивым детям такой подход может оказаться весьма эффективным. Похвала будет повышать их самооценку, придавать уверенность в своих возможностях. Как видите, везде нужен индивидуальный подход.

К счастью, любые нежелательные черты характера можно корректировать. Например, высокомерному малышу нужно показать, что ему есть еще чему поучиться. Что даже очень способный и начитанный ребенок не обладает тем опытом и мудростью, которые есть у взрослых. «Звездному» ребенку полезно общаться, делиться своими знаниями с другими ребятами. Это помогает снять барьер высокомерия и найти новых друзей.

В заключение хотелось бы сказать следующее. В наше время детей все чаще «воспитывают» телевизор, компьютер, улица. Родителям некогда. Но те мамы и папы, которые вкладывают время и средства в детей, никогда не прогадают. Как бы ни сложилось дальше –

сейчас они закладывают прочный фундамент. А это – главное в любом строительстве.

Наталья ДАЛЬНЕВА