Зачем нам страдания?

Современный человек вне зависимости от уровня достатка и социального статуса сегодня живет в постоянном напряжении. Как не сломаться от выпавших на долю испытаний, где черпать силы и в чем подлинный смысл страдания? Мы беседуем с настоятелем Свято-Михайловского храма г. Витебска протоиереем Владимиром Артеменко.

— Самый распространенный вопрос-недоумение людей: «Как Бог может попускать различные страшные события, тяжкие болезни?».

— Библия говорит нам, что зло пришло не от Бога, что Бог не так задумал Вселенную. Он задумал ее без страдания, без смерти, но так, чтобы все Его творение имело бы великий дар — свободу.

Представьте себе, что вы гипнотизер и решили заставить своих детей слушаться и любить вас. Они не способны ни к какому выбору и слепо выполняют все ваши приказы: «Сидите здесь, пока я не вернусь!» — «Ешьте!» — «Перестаньте есть!» — «Поблагодарите!» Дети, как во сне, повинуются вам… Как вам такие безвольные любовь и послушание? Любой человек захочет, чтобы к нему проявляли любовь и уважение по доброй воле. Для этого нужна свобода выбора между добром и злом.

Страдания часто являются результатом свободной злой воли человека. Люди превратили величайший дар в оружие зла.

— Всегда ли недуги и испытания посылаются в наказание?

— Для начала давайте вспомним, что означает это слово. В старославянском языке «наказание» происходит от слова «наказ». Вспомните сказки: «Сыну царь дает наказ…», то есть указание, пожелание. Наказывая, Господь указывает на что-то, вразумляет.

И еще. Часто говорят, что, мол, Бог наказывает. Но нередко человек наказывает, карает себя сам. Мы знаем, что часто после аборта наступает бесплодие или появляются серьезные болезни. Бог ли наказал в этом случае? Нет, человек наказал себя сам.

Когда после увлечения алкоголем или наркотиками дает сбои организм и от здоровья мало что остается. Опять-таки, разве это воля Божья? Нет, дело рук самого человека. В нашем естестве заложены некие законы Божественной гармонии, нарушая которые мы начинаем страдать душой и телом.

Ведь даже современная медицина считает, что многие заболевания носят душевно-телесный характер. Гнев, зависть, раздражение, злопамятность и другие страсти бьют по тем или иным органам. Когда больна и страдает душа, мучается и наша плоть.

Боль, к слову, тоже может быть «инструментом Божественного милосердия», если можно так сказать. Родитель наказывает ребенка шлепком, лишением каких-то утешений в воспитательных целях, дает понять, что есть хорошо и плохо. Так и наш Небесный Отец иногда принимает болезненные способы, чтобы нас остановить и вразумить. А чтобы люди исправились, им часто необходима встряска.

Писатель Клайв Льюис как-то сказал: «Вначале Бог обращается к человеку через тихий шепот совести. Если тот ее не слышит, Он говорит с человеком через рупор страдания».

— В чем смысл страданий?

— Как говорил один священник: «Человек испытывает боль, чтобы знать всему цену». Очень метко замечено! Вспомните, как вы наслаждаетесь отсутствием боли после болезни. Недуги помогают острее ценить здоровье. Нередко только после потери близких мы, наконец-то, понимаем, как важно прощать человеку слабости. Беречь его и ставить добрые отношения выше размолвок и недоразумений.

Одна очень мудрая женщина как-то поделилась своим жизненным опытом и наблюдениями: «Считаю, что любовь к людям идет от доброты человеческой и от страданий, которые на его долю выпадают. В старину говорили, что страдания облагораживают. Это верно. У меня нелегко сложилась жизнь, и всякий раз, выходя из душевного тупика, я по-другому смотрела на людей, больше жалела их, больше любила. Была более снисходительной, старалась помочь, понять».

Финансовые кризисы, которые периодически сотрясают мир — это тоже пока еще мягкое Божественное предупреждение человеку, который нередко погрязает в вещизме, потребительстве, разучившись в погоне за достатком, успехом, карьерой видеть свою семью, а также чужую беду.

Есть немало примеров, когда потерянный бизнес или работа, на которой человек пропадал целыми днями, наконец, дают ему возможность нормально пообщаться с семьей и детьми. Бывают случаи, когда, казалось бы, крах благополучия помогает понять другие ценности. И в этом смысле даже лишение и боль становятся благословением. Главное, это вовремя понять.

— Где черпать силы в борьбе с невзгодами?

— Менять свой взгляд на происходящее. То, что в современном понимании может означать счастье или несчастье, иногда в духовном аспекте оказывается диаметрально противоположным. Например, смерть маленького ребенка или молодого человека в расцвете сил считается трагедией и горем. Но нередко таким образом Господь забирает к себе человека, чтобы оградить от больших страданий или не дать ему впоследствии пойти по кривой дороге. Младенец, ушедший в мир иной, — молитвенник и заступник о своих близких.

В биографии декабриста Рылеева был эпизод, когда он, будучи маленьким ребенком, был при смерти, тяжело болея. Мать горячо молилась за сына, умоляя Бога не забирать ее ребенка. Устав от слез и молитв, забылась сном. И в полузабытьи она увидела виселицу и своего взрослого сына, которому на шею одевали петлю. При этом мать слышала голос: «Если оставить твоего сына в живых, ты видишь его участь».

Но женщина вскричала: «Господи, мне все равно, лишь бы он был жив!». По сути, она потребовала у Бога, чтобы свершилась не Его благая воля, желающая через малое страдание спасти человека от больших бед, взяв его чистым младенцем в мир иной, а ее человеческая. Страшный сон-предупреждение спустя годы сбылся.

В любой ситуации, даже самой кризисной и непонятной, надо стараться доверять Богу. Вместо стенаний и ропота «За что мне все это?», чаще задавайте вопрос: «Для чего? Зачем? С какой целью мне послано это испытание?». Кто-то из мудрецов сказал: «Если человек не усваивает жизненный урок, он повторяется снова». Важно делать правильные выводы, и тогда есть надежда, что пересдача жизненных уроков не понадобится.

Чтобы пережить житейские бури, надо держаться оптимистом и самому вырабатывать это замечательное свойство души.

— Во-вторых, Церковь — наша Мать. Она и лечит, и утешает. Хорошо просто прийти, даже вне службы, в храм, посидеть, созерцая иконы. И уже в душу войдет тишина и покой. Храм — это место вне суеты. Как говорит Сам Господь: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

И, конечно, чаще прибегать к Таинствам. Особенно это касается Исповеди. Ведь, по словам преподобного Паисия Святогорца, глубоким, искренним покаянием человек может изменить решение Бога. Народная мудрость гласит: «Если будешь каяться, так все и поправится».

— У человека в минуты острого кризиса часто наступает тяжелейшее состояние — «больше нет сил». Как быть, когда совсем невмоготу?

— Оптинский старец Нектарий советовал: «Когда будут скорби и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божьей, Святителю Николаю, святому, имя которого носите, и скорбь облегчится».

И знайте, что мы никогда не получим то, что хотим, если не будем благодарны за то, что имеем. Таков духовный закон: если человек благодарит за то малое, что у него есть, он получает большее. А если же человек ропщет, то получает еще больше горестей.

Еще одна любопытная жизненная закономерность: сострадательные и отзывчивые люди редко остаются один на один со своим горем. Наверное, потому что существует некий баланс печалей и радостей. И законы частичного воздаяния за то, что мы несем людям. «Блажен разумеваяй (т.е. вникающий в его бедствия) на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Господь да поможет ему на одре болезни его» То есть не забывайте о делах милосердия, совершаемых от сердца, и вы не останетесь один на один с бедой.

— Почему хорошие люди нередко бывают бедны, притесняемы, обременены болезнями и скорбями, а плохие живут припеваючи?

— По мнению некоторых богословов, люди, живущие неправедно и получающие материальные блага, имеют при этом долгие годы жизни, чтобы покаяться. Если не раскаются — перед Богом им не будет оправдания.

Ситуации, когда отзывчивый человек не видит награды за свою доброту, нужно воспринимать как испытание нашей воли и произволения. Мы делаем добро ради добра и страдальца, которому помогаем? Или ради личной награды в виде каких-то земных изобилий? Окончательный суд Божий все расставит по своим местам.

— Есть такое мнение, что страдание должно преобладать в жизни верующего человека. А благополучие, достаток, счастье — признак богооставленности?

— Все дело в нашем отношении к тем или иным событиям. И страдания можно воспринимать с озлоблением и ропотом, и в счастье можно Богу послужить. В светлые периоды жизни испытываются, в первую очередь, наше милосердие. В темные — наше терпение и умение доверять Богу.

Благополучие нас нередко отгораживает от чужой беды и боли. Человек живет в своей «зоне комфорта». Сосредоточен на своем покое, достатке, счастье. Зачем ему думать о тех, кому хуже? Поэтому земное благополучие — испытание не меньшее, чем скорби и болезни. На первый взгляд успешные, красивые и здоровые люди нам кажутся везунчиками и «любимцами судьбы». Однако часто забываются евангельские слова: «кому многое дано, с того много и спросится». Ты здоров, богат, счастлив!? Как ты послужил этими дарами другим?

А ведь это тоже дары, с которых нужно заплатить своеобразный налог доброты тем, кто обделен. Да и понятие счастья весьма относительно. Мы часто видим, что немало людей при всем их внешнем благополучии нередко испытывают душевную пустоту, тоску, депрессии. С чего вдруг? Ведь все у человека есть. Кто-то мудрый сказал: «У каждого из нас в душе дыра размером с Бога, и каждый ее заполняет, чем может». Впустите Христа в свою душу и жизнь — и они преобразятся».

Ольга Бычковская