Записки “новенькой”

Записки "новенькой"

Осень — время устройства на работу. Перехода из одной фирмы в другую. Редакция попросила нашу читательницу, москвичку Елену Рокотову написать свои впечатления о том, как она перешла на новую работу. Над ее вхождением в коллектив размышляет московский частнопрактикующий психолог Инна Ивановна Белякова.

Суп в одиночестве

В тот день мне казалось, что все самое трудное позади: поиски работы, собеседования, томительное ожидание результатов. Меня приняли! И завтра мне предстояло влиться в новый коллектив.

Но с самого начала день не задался. Я приготовила светлые брюки, а на улице шел дождь. Пришлось все «переигрывать». Чуть не опоздала на работу — а этого никак нельзя допускать в первый день.

Начальница как назло уехала на совещание в головной офис. Мне показали рабочее место, но чем заняться, я не знала. В конце концов, достала детектив, который читала в метро, и углубилась в него. Конечно, я чувствовала на себе косые взгляды. Поэтому периодически спрашивала сотрудников: «Может, чем-нибудь могу быть полезной? Вам помочь?» «Да нет, спасибо», — как правило, был ответ.

В час дня все ринулись на обед. Я обратилась к даме, рабочее место которой было рядом с моим: «Можно я пойду с вами? А то я не знаю, где кафе». Она замешкалась: «Конечно, я вам покажу. Но обедать я предпочитаю со своей подругой. Извините». Я сидела в дальнем углу кафе и в полном одиночестве ела суп, глядя, как коллеги сдвигают столы, чтобы обедать вместе…

 Комментарий психолога

— Коллективы бывают разные. Где-то новичков принимают с распростертыми объятьями и помогают им адаптироваться. На Западе в некоторых фирмах их встречают с цветами. В Японии вечером новичка приглашают в ресторан, чтобы показать: ты — член нашей дружной корпоративной семьи. У нас к новому сотруднику относятся скорее настороженно: не разрушит ли он существующую атмосферу, не перейдет ли кому дорогу, не станет ли «стучать» начальству по всякому поводу.

К Елене будущие коллеги отнеслись скорее безразлично, чем враждебно. И надо было просто подождать, пока они к ней присмотрятся и сделают свои выводы. Хорошо, что Елена предложила сотрудникам помощь. А вот обиженно утыкаться в детектив не стоило. За новеньким внимательно наблюдают, даже если не показывают вида.

Если вы сразу не получили задания, то попросите системного администратора подключить вам компьютер, посмотрите корпоративный сайт. Ознакомьтесь с документами, которые лежат на полках. И ищите, что полезного вы можете сделать прямо сейчас. Но не навязывайте свою помощь. Коллеги могут решить, что вы хотите выделиться и показать начальству: вы можете делать работу лучше, чем старожилы.

То, что новенькую не пригласили обедать — не очень хороший знак. Значит, по каким-то признакам сотрудники сделали вывод: «Это не наш человек». Но не надо расстраиваться. Возможно, коллегам нужно было что-то обсудить за обедом — поэтому они и сдвинули столы. А кто-то действительно привык есть только в обществе своего друга.

Елене нужно было присесть за столик рядом. И вести себя спокойно: не замыкаться, уткнувшись в тарелку с супом, улыбаться, встретившись взглядом с коллегами. И возможно, ее пригласили бы за общий стол.

Провалиться в джунгли Амазонки

Во второй половине дня приехала начальница, собрала коллектив и, наконец, представила меня. Вернее, назвала мою фамилию, имя, отчество и добавила: «Ну, а дальше она сама о себе расскажет».

Я, конечно, читала книги по самопрезентации. И не преминула перечислить свои заслуги: дипломы, курсы. Рассказала, сколько полезного сделала на предыдущей работе, как хочу помочь этому коллективу выйти на новый уровень. Упомянула, что замужем, двое детей. Словом, человек, «нормальный во всех отношениях». Выслушали меня нейтрально, абсолютно спокойно.

А после собрания ко мне подошла одна из сотрудниц: «Так вы работали у N? И почему ушли?» Я — человек эмоциональный. А тут впервые за весь день кто-то проявил ко мне интерес. Ну, и разошлась: «Да этот маленький, плюгавенький мухортик… Он строил из себя… А сам…» Высказав все, что думала по поводу своего бывшего шефа, спросила собеседницу: «А вы его знаете? Вы тоже ушли от него?» «Нет, — сказала она. — Это мой брат».

Мне хотелось провалиться сквозь землю, сквозь весь земной шар, спрятаться где-нибудь в девственных джунглях Амазонки и остаться там навсегда.

 Комментарий психолога

— В этих эпизодах наша героиня совершала сплошные ошибки. Разберем все по порядку. Читая книги зарубежных авторов по психологии, надо делать поправки на наш менталитет.

Если коллектив не доведен до отчаяния, например, задержками зарплаты или чересчур строгими правилами, он хочет себя сохранить в том виде, каков есть. К переменам стремится обычно лишь руководитель, если дела идут неважно, и пара-тройка личностей, жаждущих прибавки к зарплате и повышения по службе.

Поэтому заявление Елены о том, что она хочет вывести фирму на новый уровень, могло быть воспринято коллективом как: «Все, что вы тут делали до меня, — полный отстой. А я пришла и покажу вам, как надо работать». Как после этого к ней будут относиться сотрудники?

Ваши заслуги знает руководитель — по резюме, в результате бесед с вами. Сотрудникам сообщать о них необязательно: им важны не ваши прежние успехи, а то, как вы впишетесь в коллектив. Пусть пройдет немного времени, прежде чем вы выдвинете свои инициативы. Причем делать это надо очень тактично и незаметно: «А что если попробовать, например, так?»

Ну и конечно, ни в коем случае нельзя на новой работе ругать прежнего начальника. Корпоративный мир очень тесен.

В омуте конфликта

Шло время. Отношения с коллективом у меня складывались более чем прохладные. Но особенно меня почему-то невзлюбила одна дама. Она усмехалась, что бы я ни говорила, презрительно «хмыкала», один раз даже передразнила меня. Ее поведение меня просто парализовало, в присутствии этой сотрудницы я не могла звонить клиентам, запиналась, заикалась.

Но зато однажды неожиданно у меня появилась подруга. В курилке ко мне подошла женщина, мы разговорились. Она довольно открыто рассказала, кто есть кто. Я пожаловалась ей на свою преследовательницу.

А вернувшись из курилки, мы оказались в центре конфликта. Оказывается, коллектив давно разделился на две группировки: за начальницу и за ее заместителя. Скандалили по поводу какого-то документа, который якобы задержала одна из сторон. «Вот Лена, новый человек, она подтвердит, что я передала его в отдел продаж. Правда, Лена?» «Да»… — неуверенно сказала я, толком не зная, о чем идет речь. Но уже поняла, что меня втянули в одну из группировок.

К сожалению, эти люди «копали» под начальницу. И когда закончился мой испытательный срок, она мне сказала: «Сожалею, но мы вынуждены с вами расстаться».

Так я снова оказалась без работы.

 Комментарий психолога

— Да, бывает, что кому-то мы не нравимся. И не потому, что сделали этому человеку что-то плохое. Просто мы ему кого-то напоминаем: внешне или манерой говорить или одеваться. В этих случаях надо просто подойти и сказать: «Простите, но мне кажется, что я вас раздражаю. Я в чем-то виновата перед вами? Или просто кого-то напоминаю?» Обычно этого бывает достаточно, чтобы человек, по крайней мере, перестал демонстрировать свое негативное отношение.

А вот то, что Елену втянули в группировку — сыграло серьезную роль в ее судьбе. Как правило, новых членов вербует проигрывающая сторона. И когда конфликт доходит до предела, увольняют обычно не зачинщика, а того, кто последний пришел. Что и случилось с Еленой.

Поэтому если вас втягивают в ту или иную группировку на работе, сделайте все, чтобы сохранить нейтралитет. Елена могла бы ответить: «Извините, я не заметила». Всегда можно сослаться, что вы еще не вникли в суть дела. Не вступайте в конфликт, даже если вам ясно, кто прав, кто виноват. Дайте возможность коллективу присмотреться к вам, а вы за это время поймете расстановку сил.

Но самое главное — чтобы удержаться на новой работе, надо сосредоточиться на выполнении своих служебных обязанностей. Елена почему-то мало пишет непосредственно о своей работе. А ведь возможно, начальница уволила ее не за то, что женщина оказалась не в той группировке. А потому, что устройству отношений в коллективе она уделяла больше внимания, чем своим должностным обязанностям.

Какой вы работник — это сегодня главное. И если вы не подходите как сотрудник, то вас не спасут хорошие контакты с коллективом. И наоборот — усердность, серьезность, профессионализм помогут расположить к вам коллег, даже если сначала они относились к вам настороженно.

NULL