Женщина – высшее существо

Продолжаем рассказ о семейных ценностях. Журналистка Наталья Найман пять лет прожила в ортодоксальной еврейской среде в Израиле — обществе, довольно закрытом для посторонних. О том, как устроена семья на Земле обетованной, — ее рассказ.

— Евреи и израильтяне — это не одно и то же. Конечно, большинство людей в Израиле — приверженцы иудейской религии. Но не каждый живет по всем законам Священных Писаний. Есть светские люди, не придерживающиеся традиций. Есть такие, которые из Торы выбирают лишь то, что выгодно. Есть и ортодоксальные евреи — они соблюдают все правила Моисеевы.

При этом жители Святой земли изо всех сил стараются усложнить совместное проживание кучей всевозможных тайн, законов и традиций.

Прощай, молодость!

Секс до свадьбы? Да за такое любой раввин вам по голове даст! Не пристало приличным евреям до брака развлекаться. Но это только правило. Оно строго соблюдается лишь в отдельных ортодоксальных общинах: там девушек стараются выдать замуж как можно раньше — до 17-18 лет. Причем до этого времени речи быть не может не только об интимной жизни. Не позволяется даже оставаться наедине с мужчиной.

Но в большинстве своем до 25 лет молодежь живет так же, как и их сверстники в Европе или Америке. Никаких специальных процедур по определению «чистоты» невесты в Израиле нет. «Девственницей» считается любая девушка, не выходившая замуж.

Впрочем, женщина сегодня совсем не обязана заводить семью. В том, что мадам займется карьерой и забудет о продолжении рода, нет ничего предосудительного. А вот для мужчин все иначе. Если у еврея нет детей, более того, если нет хотя бы двух детей разного пола, жизнь его считается никчемной. Такой человек вряд ли сделает карьеру, а уважать его уж точно никто не будет. Чтобы как-то подвигнуть девушек на создание семьи, еврейские религиозные законы предусматривают огромное количество благ и поощрений.

Итак, когда еврейская женщина решит, что ей пора выходить замуж, она обращается к раввину с просьбой подыскать ей мужа. При этом требования к потенциальному избраннику выдвигаются вполне конкретные и часто довольно забавные. К запросам на определенный уровень дохода, рост, цвет глаз и другие подобные параметры раввины в Израиле уже давно привыкли. Но иногда будущие женушки придумывают такое, что даже мудрые седые ребе впадают в ступор.

Не так давно одна из девушек потребовала найти ей богатого юриста, высокого, с голубыми глазами, светлыми волосами, но… темнокожего. Пришлось ее долго убеждать, что найти еврея такого типа практически нереально, а религиозные браки заключаются только между евреями. В конечном итоге мадам согласилась на вполне стандартного, но очень богатого юриста.

Чего раввин не сделает никогда, так это то, что он не поженит пару, если в ней кто-то один не еврей. Перед торжественной процедурой потенциальные муж и жена обязаны предоставить кучу справок, подтверждающих их принадлежность к этой нации. Все доказательства тщательно изучаются, проверяются, и только потом выносится решение женить или не женить. Если национальная принадлежность вызывает сомнения, пару посылают в ЗАГС.

Едва молодые принимают решение жениться, как оба семейства усаживаются за большой стол и в присутствии раввина начинают писать ктубу. Что-то вроде брачного договора. Семьи часто спорят, обсуждая, сколько раз в неделю муж обязан исполнять супружеские обязанности, сколько подарков обещает преподнести, как часто должен вывозить супругу на отдых, сколько платьев и украшений покупать каждый год. Прописывается все до мельчайших деталей.

Невыполнение этих правил — весомый повод для развода. Также в ктубу указывается сумма, за которую муж покупает девственность своей возлюбленной. Пусть даже чисто символическую. Тут семьи готовы спорить до последнего. Дело в том, что в случае развода все деньги, вещи, дом, машина остаются у мужа. Жена получает только оговоренную сумму, за которую была куплена ее девственность. Если сумма «выкупа» не устраивает невесту, она вполне может отказаться от замужества. И ждать принца, который предложит достойную оплату.

«Горько» на еврейских свадьбах не кричат. Зато здесь много других, не менее веселых развлечений. Зал, где проходит банкет, делят на мужскую и женскую половину с помощью плотной ширмы. На мужской стол ставят кошерную израильскую водку, а женщинам полагается сладкое вино. Впрочем, когда официальная часть — хупа — заканчивается, на мужскую половину обычно отряжается делегация «отчаянных» дам, которая после долгих переговоров забирает часть водки на женский стол.

«Камерных» мероприятий в Израиле не бывает. На любой свадьбе гуляет от ста человек и больше: пригласить нужно всех соседей, родственников жениха и невесты, даже если те их в глаза не видели, сослуживцев родителей. Понятно, что между всеми этими людьми нет ничего общего, и компания собирается довольно разношерстная.

Для гостей свадьба — не более чем повод беспрепятственно поговорить с партнерами по бизнесу, поведать благодушному от вина боссу о собственной гениальной идее. Или даже познакомиться с владельцем банка, дальним родственником невесты, и попробовать выпросить у него льготные условия для получения кредита. Через 3-4 часа, когда дальнейшее деловое общение становится бессмысленным, большая часть гостей благополучно откланивается.

А остальные вспоминают, кто, собственно, виновник сегодняшнего торжества. Тут и начинается главное веселье. Наиболее травмоопасное развлечение на еврейской свадьбе — традиционное «качание»: молодых сажают на стулья, которые поднимаются гостями высоко над головой. Чем сильнее раскачивается стул, тем веселее всем присутствующим. Роняют, как правило, невесту. Ее «качают» женщины. Они быстрее входят в раж и перестают осознавать, где, собственно, пол, а где — потолок. И почему стул внезапно стал таким легким.



Женщина — центр мироздания

В доме, по закону Моисееву, необходимо иметь как минимум два комплекта посуды — для мясной и молочной пищи. А еще лучше — две плиты и две раковины, поскольку нельзя смешивать молочную и мясную пищу. В Израиле часто шутят, что по-настоящему религиозный человек должен иметь в доме и два унитаза — для мясной и молочной пищи.

Счастливого молодого мужа новоиспеченная жена немедленно ставит перед фактом: управиться с двойной кухонной амуницией в одиночку ей не по силам — даром что живут молодые, как правило, с тещей, а то и тетками-бабушками со стороны жены. Поэтому придется мужу сегодня же нанять домработницу, которой и предстоит искусно лавировать между комплектами половников, кофеварок, кастрюль и сервизов.

Собственно супружеской жизнью израильтянам полагается жить чуть больше двух недель в месяц. Как только у женщины начинаются критические дни — а точнее даже за некоторое время до их наступления, — она автоматически получает статус «неприкасаемой» в буквальном смысле этого слова. До нее нельзя дотрагиваться, запрещено принимать из ее рук пищу, сидеть с ней на одном диване, даже почему-то слушать, как она поет. Для действительно религиозных людей это превращается в настоящую пытку.

Когда критические дни заканчиваются, женщина выжидает еще какое-то время — убедиться, что все прошло, и отправляется в микву — специальный водоем, наполненный дождевой водой. Там она окунается под бдительным присмотром специальной работницы. Только после этого еврейке можно возобновить супружеские отношения с мужем. И если какая-нибудь Сара или Лея не «отметится» в ближайшей микве в течение месяца, о ее «нечистоплотности» будет судачить весь квартал.

Женщина в современной еврейской семье — центр мироздания. Именно она исполняет обязанности главы дома, она зарабатывает деньги, упорно карабкаясь по карьерной лестнице, а между делом умудряется родить парочку наследников. Как занятая бизнесвумен умудряется по дороге с одного важного совещания на другое закидывать детей в школу или спортивную секцию, а вечером еще и «песочить» их за несделанные уроки — загадка даже для самих израильтян. «Не иначе как армейская подготовка помогает нашим женщинам выдерживать такую нагрузку», — шутят мужья.

Самые гениальные…

Израильским детям можно делать все что угодно. Хочешь бегать по синагоге и истошно кричать, пока раввин читает молитву? Прыгать с разбегу в глубокую лужу? Пожалуйста — большинство родителей не имеют ничего против этих невинных развлечений. Типичная картина в израильском кафе: несколько стильно одетых дам непринужденно ведут светскую беседу. Между столиками бегает орава малышей, которые падают, разбивают носы, ссорятся, дерутся, ревут, мирятся. Беседа их мамаш не прерывается ни на секунду. Еврейская мама флегматично смотрит, как ее отпрыска валяют по полу друзья, а в критические моменты разве что посоветует дать обидчику сдачу посильнее.

Правда, детство и безнаказанность для израильских детей кончаются довольно быстро — после 13 лет. Тогда-то за них берутся всерьез: дополнительные занятия математикой, языками, часы в традиционной для всех израильских детей «музыкалке», изучение Талмуда и физические упражнения. И дело даже не в том, что в стране ценится разностороннее образование и обширные знания. Для еврейских женщин успехи отпрыска в игре на арфе или первое место в школьном чемпионате по шахматам — один из поводов для законной гордости и неиссякаемая тема для светских бесед с соседями и сослуживцами.

«Со своим самоваром»

В иудейском календаре положенный месяц отдыха уходит на религиозные праздники — еврейскую Пасху (Пейсах) и Новый год (Рош-а-Шона). Работать в эти дни строго запрещено, поэтому соблюдающие Моисеев закон израильтяне независимо от собственного желания вынуждены брать отпуск именно на это время.

Впрочем, отдохнуть как следует все равно не получается. Количество ежедневных трапез, молитв и уроков Торы строго регламентируется, а суровые законы запрещают массу обыденных вещей: например, зажечь огонь или выйти погулять, положив что-либо в карман. Так что провести свой законный отпуск на пляже или в туристическом автобусе религиозным людям, как правило, не удается. Им приходится все время сидеть дома, изредка выбираясь в гости к соседям. Ходить в праздники можно только пешком.

Впрочем, иногда израильтянам перепадает одна-другая свободная неделька, которая не приходится на религиозный праздник. Как правило, евреи используют ее, чтобы съездить на популярные курорты — в Турцию, Грецию или Марокко. К поездке готовятся основательно: в «поход» берут несколько чемоданов с одеждой и косметикой, собственные кастрюли, сковородки и кипятильники. Зачем? Затем, что, во-первых, «правильный» еврей не будет есть из некошерной посуды. Во-вторых, у большинства израильтян на чужбине развивается панический страх перед микробами: они то и дело стирают одежду, пьют только израильскую воду и никогда не прогуляются по пляжу босиком.

Религиозный израильтянин обязательно дополнит весь этот скарб парочкой молитвенников, компактной Торой и бутылкой кошерного вина. Прибыв в отель, евреи непременно начнут поиски особого пляжа: согласно иудейским законам скромности мужчины и женщины должны плавать и загорать отдельно. На большинстве туристических курортов к требованиям израильтян давно привыкли: в Турции, например, заслышав характерный еврейский говор, повара достают новую посуду, а владельцы отелей безропотно ищут ширмы для израильских дам.

Если же администрация не пойдет навстречу религиозным убеждениям израильтян, их ждет не самое приятное время. Например, отважившиеся на отдых в Египте евреи стабильно худеют на несколько килограммов — готовить отдельную еду для них отказываются, и им приходится сидеть на вегетарианской диете.

Мудрости — 3000 лет

Древние традиции, современные веяния, требования сегодняшнего дня и верность заветам предков — все смешалось сегодня в еврейской семье. Если раньше развод был чрезвычайной редкостью, то теперь Израиль по этому показателю находится на том же уровне, что и европейские страны: от 18 до 25 процентов браков распадаются. Правда, в основном эту цифру дают репатрианты — евреи из других стран, приехавшие сюда на постоянное местожительство. Укрыться в замкнутом мирке своих правил и обычаев получается все сложнее. Однако древним традициям еврейского народа три с половиной тысячи лет. И к ним, может быть, разумно прислушаться даже тем, кто к этой нации не принадлежит. 1. Закон семейной чистоты. Тора дает психологическое объяснение, почему во время критических дней нельзя исполнять супружеский долг и даже прикасаться к женщине. В этот период контакт мужа и жены напоминает отношения брата и сестры: свое чувство можно выразить лишь улыбкой, интонацией, поведением. Таким образом, интимная близость не приедается, супруги не пресыщаются друг другом. После 12 дней воздержания и омовения в микве жена возвращается к мужу, как невеста к жениху. Чувства обновляются и становятся более полными и глубокими.

Впрочем, воздержание во время критических дней полезно не только для супружеских отношений, но и для здоровья. Ученые выяснили, что в секрете женщины есть вещество, уничтожающее бактерии. Во время критических дней оно исчезает, а вместо него появляется другое, которое, наоборот, создает для них питательную среду. В этот период женщина беззащитна перед любой инфекцией. Через 10-12 дней все восстановится. Американский врач-онколог Шмуэль Корман пообещал премию в 100 000 долларов тому, кто приведет к нему еврейку, соблюдавшую закон семейной чистоты и заболевшую раком матки. Это было в 60-х годах прошлого века. До сих пор за деньгами никто не обратился.

2. Воспитание детей. Правоверные евреи боготворят семью. Ее создание воспринимается ими как реализация божественного предназначения. Цель семьи — вырастить поколение, которое будет следовать примеру родителей и примет их систему ценностей. Воспитание детей основывается на трех принципах: любовь, доверие и страх.

Привить ребенку уважение к родителям и даже страх перед ними необходимо, считают евреи, для того, чтобы потом он сумел хорошо адаптироваться в обществе, где надо жить по правилам, а не так, как хочется. Доверие нужно для того, чтобы у детей не возникало чувство враждебности, когда их наказывают. Ребенок должен понимать, что это делается для его же блага, а не потому, что у папы или мамы плохое настроение. И конечно, главное — любовь, глубокая эмоциональная связь между детьми и родителями.

Как-то многодетную маму спросили: «У вас 14 детей, как вы успеваете каждому уделять внимание?» Она ответила: «У меня не 14 детей. Есть одна Ривоч-ка, единственный Давидик, только одна Сареле. Ребенку достаточно нескольких минут в день искреннего, полного и исключительного родительского внимания — и он будет счастлив». Этой системы придерживаются все многодетные еврейские матери.

3. Женщина — высшее существо. Правила предписывают еврейке одеваться скромно, не демонстрировать свое тело. Не потому что оно позорно или может вводить в греховные мысли мужчин. Тело — священный дом души, и свое уважение мы проявляем к нему тем, что держим его покрытым. Ведь то, что драгоценно, мы обычно прячем от глаз людских. Это относится и к мужчинам, но к женщинам — в большей степени.

Наталья Найман