Жизнь или рецепт?

Жизнь или рецепт?

Нужна ли широкой аудитории реклама рецептурных препаратов? Ведь вовремя полученная информация кому-то вполне может спасти жизнь. Мы попросили высказать свое мнение медиков разных стран.

Германия

Продакт-менеджер крупной немецкой фармацевтической компании из Гамбурга Елена Оссвальд:

— В Германии реклама рецептурных препаратов разрешена только в специальных журналах для медиков. По телевидению, в обычных журналах и газетах разрешается рекламировать только безрецептурные препараты. Причем всегда с обязательной пометкой «о побочных эффектах и противопоказаниях спроси у своего врача или фармацевта».

Смысла в широкой рекламе рецептурных препаратов я не вижу. Медикам Германии информация о новых средствах всегда доступна. Самолечение рецептурными препаратами здесь вообще не встречается. Без рецепта препарат, предназначенный для рецептурного отпуска, ни один аптекарь здесь не продаст. Лишь врач, предоставив свое удостоверение, может приобрести практически любое лекарство. Возможно, этим правом могли бы пользоваться родственники и знакомые врача. Но они так поступают крайне редко.

Дело в том, что если покупать препарат по рецепту, то его оплачивает больничная касса. А пациент платит лишь символическую сумму, приблизительно от 5 до 10 евро. В остальных случаях нужно платить полную стоимость, а лекарства здесь не дешевые.

Продавцы аптек также не будут рисковать репутацией, продавая лекарства без рецепта. Потому что, если у человека вдруг разовьются побочные эффекты, он может подать в суд на фармацевта и легко выиграть дело. Ведь аптекарь не имел права продавать рецептурный препарат.

Франция

Врач общей практики из Марселя Татьяна Боброва:

— Во Франции, как и в большинстве стран Евросоюза, реклама рецептурных препаратов запрещена. Однако я считаю, что это не совсем верно.

Хотя врачи и стараются рассказать пациенту обо всех особенностях лекарственного препарата, это не всегда возможно из-за дефицита времени. Тем более что иногда мы назначаем сразу 2–3 препарата.

Выходит, что человек получает полную информацию уже после того, как приобрел лекарство. К тому же пациент должен быть «настроен» на прием медикамента. Он будет строже выполнять рекомендации врача, если знает, как препарат действует, а название ему знакомо.

Так думаю не только я. Этот вопрос обсуждался в Европе на высшем уровне. Правда, о том, чтобы разрешить агрессивную рекламу рецептурных препаратов, речь не идет. Сейчас разрабатывается стратегия, направленная на обеспечение «высококачественной, объективной, достоверной информацией о лекарственных средствах рецептурного отпуска».

В ней непременно должны содержаться следующие указания:

данное лекарство может быть назначено только врачом, особенности применения и побочного действия следует искать в листке-вкладыше;

инструкция не может ни в коей мере заменить врача и должна лишь способствовать лучшему взаимопониманию между врачом и пациентом.

Серьезные лекарства без назначения врача во Франции покупать не принято. Однако в некоторых случаях рецептурный препарат можно приобрести по рекомендации специалиста с фармацевтическим образованием. Правда, аптекарь всегда предупреждает, что нужно обратиться к врачу. И даже имеет графики работы специалистов, практикующих неподалеку.

США

Врач-дерматовенеролог из Балтимора Ольга Данилова:

— В США разрешена реклама любых лекарств, как рецептурных, так и безрецептурных. Ее печатают в журналах, она все время идет по телевидению. В конце всегда говорится: «спроси своего доктора об этом лекарстве и попроси его назначить».

В принципе считаю, что такая реклама нужна. Она помогает пациенту сориентироваться в море лекарств, и он приходит к врачу уже подготовленным. Реклама тем более важна, что в США список безрецептурных средств небольшой.

Однако не могу не сказать и о минусах постоянной рекламы лекарств. Во-первых, она довольно агрессивна. Пациенты привыкают к мысли, что все проблемы можно решить таблеткой или мазью. И забывают о важности правильного питания, занятий спортом.

Во-вторых, у нас рекламируются далеко не все препараты. Особый упор идет на обезболивающие, снотворные средства, транквилизаторы. Также много рекламы средств от импотенции, артрита, изжоги. Все эти препараты не без побочных действий, а к психотропным и вовсе может развиться привыкание.

Поэтому американские медики все чаще лечат не от заболеваний, а от побочных эффектов лекарств. Особенно много проблем доставляют снотворные и антидепрессанты. Было подсчитано, что за год от побочных эффектов лекарств в США умирает около 125 тысяч человек. И эта цифра не имеет тенденции к снижению.

Дело в том, что по здешним законам рекламодатели не обязаны включать в рекламные материалы информацию о возможном вреде здоровью. Такое предупреждение содержится только на упаковке или в инструкции к лекарству. Если бы эта информация была, возможно, проблем было бы меньше.

Препараты в США достаточно дороги, особенно оригинальные, от фирм-производителей. Поэтому здесь очень развит рынок так называемых дженериков, то есть препаратов-копий. За ними осуществляется строгий контроль, поэтому по эффективности копии практически не отличаются от оригиналов. Но копий немало, и каждую нужно продать. Поэтому зачастую одно и то же действующее вещество рекламируется под 4–5 названиями.

 Без рецепта купить препарат практически нереально. Поэтому если вы не можете справиться со своей проблемой биодобавками, витаминами, парацетамолом и аспирином, которые продаются в любом супермаркете, приходится обращаться к специалисту.

Канада

Акушер-гинеколог, координатор клинических исследований в отделе беременностей повышенного риска Mount Sinai Hospital (Канада) Елена Березовская:

— В Канаде реклама рецептурных препаратов строго запрещена. Особой необходимости в ней не вижу. Все врачи и лечебные учреждения каждый год получают толстые каталоги лекарственных препаратов с детальной информацией о каждом и условиями их назначения пациентам. Туда также входят препараты, которые можно купить без рецепта.

Кроме того, в каждом профессиональном журнале имеется раздел информации о лекарствах. Соответственно, препарат выписывается не под влиянием рекламы или желания пациента, а с учетом клинических испытаний и международного опыта.

Без рецепта в Канаде лекарство не купишь ни при каких обстоятельствах. Все контролируемо, и никто из владельцев аптек не хочет потерять свою лицензию.

Даже своим знакомым и родственникам врачи выписывают рецепты в исключительных случаях. Потому что все назначения контролируются. Координаты доктора всегда указаны на рецепте или есть в компьютерной системе аптеки. Нередко аптекари звонят врачам, уточняя назначения, особенно если лекарственные препараты дорогие или токсичные.

Россия

Клинический фармаколог, кандидат медицинских наук Ольга Мубаракшина:

— Как и в большинстве стран Европы, реклама рецептурных средств для широких слоев населения в России запрещена. Медики же узнают новую информацию из специальной литературы, на различных съездах, конгрессах, конференциях.

Однако страна у нас большая, и не все врачи могут добраться до столиц, где проводятся симпозиумы. А специальная литература имеет ограниченный тираж и не всегда доступна по цене. Поэтому лишь часть российских врачей имеет возможность своевременно знакомиться с информацией о новых лекарственных средствах, зарегистрированных в России. Поэтому для медиков более широкая реклама рецептурных препаратов была бы однозначно полезна.

Интересна она была бы и для пациентов. Но лишь при соблюдении двух условий. Во-первых информация должна носить не только рекламный, но и просветительский характер. Только тогда она не будет призывом к самолечению. Во-вторых, человек не должен иметь возможности без назначения врача купить рецептурный препарат. А с этим у нас сейчас большие проблемы.

Россияне, приходя в аптеку, редко задумываются о том, какое средство они приобретают: рецептурное или безрецептурное. Реально по рецепту отпускается лишь очень ограниченный перечень сильнодействующих  препаратов. В большинстве случаев мы можем свободно купить все, что душе угодно. Даже те, кто посетил врача, далеко не всегда имеют на руках рецепт. Чаще всего это обычный листок бумаги с назначениями безо всяких печатей.

Не так давно власти пытались навести порядок. Они обязали фармацевтов отпускать препараты только по рецепту врача. Но идея провалилась. В одной «добропорядочной» аптеке рецепт спрашивали, в другой продолжали отпускать все всем подряд. И те, кто попытался соблюсти закон, остались в убытке.

Да и врачи пока не готовы к наплыву пациентов «за рецептом». Сейчас нагрузка у докторов в поликлинике и так очень большая. Очереди являются «визитной карточкой» большинства поликлиник.

Поэтому прежде всего нам нужно создать условия для работы врачей, затем разработать систему штрафов аптек за несоблюдение закона. И вот тогда разрешение на рекламу рецептурных средств будет очень кстати. Ведь если пациент вовремя узнает о выходе на прилавки нужного ему лекарства, возможно именно оно и поможет сохранить ему жизнь. Нам надо ориентироваться на потребности людей, а не подстраиваться под недостатки собственной системы здравоохранения.

Марина НЕКРАСОВА