Звонкий голос




О том, как правильно обращаться с голосом педагогам, менеджерам, врачам
и другим представителям голосовых профессий, рассказывает профессор,
доктор медицинских наук, руководитель отделения фониатрии Московского
НИИ уха, горла и носа МЗ РФ, Юрий Стефанович ВАСИЛЕНКО.



РОЖДЕНИЕ ЗВУКА
Как можно поберечь свои голосовые связки? Прежде всего нужно исключить все, что плохо влияет на них. Для горла вредна острая, слишком холодная или горячая пища. Опасны и резкие перепады температуры воздуха. Можно “посадить” связки, выйдя из разогретого помещения на холод или разговорившись на морозе.
Важно учесть еще один момент: значительно повышает вероятность заболеваний гортани курение. К сожалению, многие учителя и преподаватели подвержены этой привычке. В результате голос становится низким и грубым.
Кроме воспаления, в гортани и на голосовых связках от курения нередко появляются полипы, что делает его еще неблагозвучнее.
Тем, кто “работает голосом”, очень важно сохранить его чистоту и звучание. Для этого в течение трудовой недели следует разумно планировать речевую нагрузку. Она должна быть умеренной и равномерной изо дня в день.
Кроме того, не стоит строить свою речь на повышенных тонах. Если в ней неизменно преобладают громкие и резкие звуки, то со временем на связках появляются мозолистые наросты – узелки. Они становятся существенной помехой для нормального звучания голоса.
Связки меньше устают, когда в голосе звучат разнообразные модуляции. Они к тому же значительно украшают речь и придают ей выразительность и эмоциональную окраску.
Монотонное, однообразное повествование, напротив, не слишком хорошо влияет на состояние голоса. Как правило, его и слушают менее внимательно. И тогда, чтобы сказанное лучше дошло до аудитории, приходится говорить громче.
Связки при этом все больше напрягаются, и голос лишается звучности. Чувствуя, что он “сдает”, докладчики нередко переходят почти на крик, чем еще больше вредят голосовым связкам. В такой ситуации, наоборот, надо говорить тихо, медленно и спокойно.

ОТДЫХ В МОЛЧАНИИ
При каждой возможности голосу следует давать передышку. Во время перемен и перерывов лучше всего помолчать, а не тратить их на затяжные беседы с коллегами или на телефонные переговоры. Разговор по телефону, кстати, утомляет голосовые складки гораздо сильнее, чем непосредственное общение.
После окончания работы, перед выходом на улицу, надо дать связкам “остыть” и прийти в себя. Через 15-20 минут голосовой аппарат успокоится и будет готов к воздействию прохладного, влажного воздуха.
Женщинам, которых среди учителей большинство, надо особенно беречь голос и по возможности снижать на него нагрузку во время месячных. В этот период голос наиболее уязвим.

“МЫЧАНИЕ” И “НЫЧАНИЕ”
Голосовой аппарат сам по себе очень раним, поэтому надо стараться обращаться с ним бережно. Чтобы постоянно поддерживать его в рабочем состоянии, лучший путь – освоить технику профессиональной речи. Это тем более необходимо, когда служебная деятельность вынуждает много и подолгу говорить.
Голос должен использоваться грамотно. Тогда он приобретает звучность и, как выражаются профессионалы, полетность. Такие очень важные в работе на аудиторию качества можно развить с помощью особых приемов. Им обучают специалисты по технике профессиональной речевой деятельности и врачи-фониатры.
Вот, к примеру, одно из простейших упражнений. После небольшого набора воздуха производится протяжный согласный звук “м” или “н”. Его направляют вверх в носовую полость. К о6еим сторонам носа прикладывают сложенные вместе пальцы рук. Под ними должна ощущаться вибрация.
Если не получается, то попробуйте повторять в нос слова “дон-н-н” или “бом-м-м”. Постарайтесь, чтобы при этом звук отозвался колебаниями также в области верхней губы и в крыльях носа.
На следующем этапе тренировок, выдыхая воздух, протяжно произносят целые буквосочетания: “ми-ми-ми”, “мо-мо-мо” или “ма-ма-ма”. Именно так, распеваясь, делают певцы. Можно еще “ни-на-но”, “би-ба-бо”. В дальнейшем, используя звуки “м” или “н”, можно напевать “носом” целые мелодии.
Все это лишь начальные элементы постановки голоса. Но при длительных, упорных и регулярных занятиях они способны улучшить его звучание.

НИЗКИЕ ЗВУКИ
Для придания голосу полноты и объема надо позаботиться о звучании, которое зависит от резонирования звуков в грудной клетке.
Вот несколько упражнений, которые помогут улучшить “грудные” звуки. Опустив голову на грудь и прижав к ней подбородок, вместе с выдохом произносите глубоким голосом: “о-о-о” или “у-у-у”. Звук тянется, пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положите руку. Можно слегка похлопать ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ОПОРА
Еще несколько важных принципов правильного использования голоса: речь всегда надо начинать на выдохе. Иначе не хватит воздуха, чтобы закончить фразу, и она окажется скомканной. Зато с наполненными легкими она получится звучной и плавной. Не зря певцы утверждают, что надежная дыхательная опора служит основой хорошего звука.
Сила и мощь голоса зависит от работы нижних органов дыхания, легких, бронхов и трахеи. Неумение управлять дыханием нередко приводит к их заболеваниям.
В профессиональной деятельности необходимо пользоваться глубоким, нижнереберным, типом дыхания. В нем активно участвует диафрагма. Она должна так регулировать давление под голосовыми связками, чтобы им не приходилось перенапрягаться.

ВДОХ-ВЫДОХ
Первое из упражнений, которые рекомендуют специалисты по постановке дыхания, вначале выполняется стоя перед зеркалом. К середине живота прикладывают ладонь. Она контролирует его движение во время дыхания. Другая рука держит пропитанный духами платочек или пахучий цветок. Руку подносят к лицу и носом спокойно вдыхают аромат.
Тем временем наблюдайте за собой в зеркало. Плечи не должны приподниматься, а верхняя часть грудной клетки пусть двигается как можно незаметнее. Потом воздух медленно выдохните сквозь зубы со звуком “ш” или “с”. Достаточно сделать 5-6 таких вдохов и выдохов.
Перед зеркалом эти упражнения повторяют по нескольку раз ежедневно 3-4 дня.
Привыкнув к самоконтролю, можно обойтись без зеркала. Занимайтесь в любое время, в любом месте, между делом или, положим, на прогулке.
Но чтобы получить результат, надо набраться терпения. Прежде чем выработается правильное дыхание во время продолжительной речи, понадобится несколько месяцев регулярных тренировок.

НЕДОМОГАНИЯ
Педагогам очень часто приходится работать, несмотря на нездоровье, связанное с острыми респираторными вирусными инфекциями. В такой ситуации особенно легко заработать профессиональное заболевание голосовых связок – ларингит.
Этому способствует не только банальный насморк, но и кашель, который раздражает гортань, а стекающая в нее мокрота вызывает воспаление. Если в результате голос охрип, то самое лучшее для него – молчание.
Однако вместо того, чтобы отлежаться дома, порой приходится все же идти на службу. Что делать? Надо постараться максимально снизить голосовые нагрузки.
Но не думайте, что, разговаривая шепотом, вы сбережете свои голосовые связки. Это как раз заставляет их трудиться с большим усилием. Нужно просто говорить тише и спокойнее.
Хорошо бы так организовать занятия, чтобы во время них пришлось как можно меньше объяснять и рассказывать. Пусть ученики или студенты, допустим, самостоятельно займутся изучением нового материала, какой-либо письменной работой. В этот период надо относиться к голосу с особой заботой. И тогда он вас не подведет и дальше будет работать долго и безотказно.

NULL