Богатство земное или небесное?

Богатство земное или небесное?

Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным — гласит народная пословица. Казалось бы, что здесь возразишь? Но вот вопрос: как, добившись материального изобилия, не растерять в себе человеческое? Рассуждает настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский.

— Богатство само по себе ни хорошо и ни плохо. Главное в том, как человек, обладающий состоянием, к нему относится и как им распоряжается. Почему же тогда, батюшка, Евангелие так подчеркивает опасность богатства?

— Стремление человека к богатству понятно и в какой-то степени естественно. Деньги — уж так устроен наш мир — всегда давали огромные преимущества.

Свободу выбора, власть, возможность самореализации. До высоких ли материй, когда все силы уходят на добывание средств на пропитание? И что может быть плохого в том, если человек своим трудом, умом, организаторскими способностями достаточно много зарабатывает? Да ничего! Раз Господь наделил кого-то талантами, то они должны реализовываться. Полученный в результате финансовый прибыток можно, наверное, считать даром Бога в ответ на человеческое усердие.

Однако не сказал бы, что богатство нейтрально. Искушение сребролюбием часто становится весьма тяжелым испытанием. И выдерживают его далеко не все.

В известной евангельской притче говорится о человеке, который собрал огромный урожай. Ему пришлось даже сломать старые житницы и построить более просторные. Казалось бы, все правильно. Но богач говорит страшное: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». И лишь тогда прерывает молчание Господь: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил?»

По-настоящему богат лишь тот, кто с Богом. У кого он в мыслях, чувствах, поступках. На Божье присутствие недвусмысленно указывает и этимология слова «богатый» в русском языке. Не важно, обладаешь ты состоянием или нет. Если ты с Богом, то уже богат. А материальный достаток — это испытание, посылаемое Всевышним.

Его суть — как распорядится человек полученным? Но он вдруг от Бога отворачивается. У него ведь теперь все есть. И ни о чем больше не надо думать. Думать же надо всегда. О спасении своей души. О ближнем. О том, зачем тебе дано богатство. Для того ли только, чтобы есть, пить и веселиться? Или чтобы увидеть тех, кто нуждается в твоей заботе, любви, доброте. И помочь им. Выполняя заповедь Христову, ты становишься ближе Спасителю. Это наполняет жизнь особым смыслом. Необыкновенной, не сравнимой ни с чем радостью и полнотой.

Не богатство стало грехом. Не новые житницы. А то, что богач забыл обо всем, кроме самого себя. И это — добро? Да на самом деле следует сказать: «Душа, как много теперь у тебя барахла…»

Богатство может стать инструментом служения. А может и страшным оружием, убивающим в человеке человеческое. Выбор для себя каждый делает сам.

— Однако, согласитесь, ездить на метро в потертом пальтишке, когда у школьной подруги три норковых шубы и муж «Бентли» подарил, тоже испытание.

— Да еще какое! Только не стоит на этом зацикливаться. Иначе и себя заешь, и в семье нелады начнутся. А душевный покой и взаимопонимание близких подороже любой шубы будут. Сейчас постоянно внушается, что твои возможности ограничены только размером твоего банковского счета.

Однако все ли можно купить за деньги? Доброе имя, талант, любовь, настоящую дружбу — не купишь. Как и многое другое, нематериальное, но без чего нет ощущения полноты жизни. В Евангелии прямо сказано: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения».

— Богатство — категория философская. Кому щи жидковаты, а кому жемчуг мелковат. Но с повышением уровня благосостояния запросы, как правило, растут. Где грань, отделяющая необходимое от излишеств? Как узнать меру, чтобы не стать рабом своего богатства?

— Запросы растут — это естественно. И в том, что их можно удовлетворить, тоже нет ничего плохого. Страшно, когда не человек обладает богатством, а богатство обладает им.

Материальный достаток в обыденном сознании является символом полноты жизни. Человек же всегда и во всем ищет полноту. Без нее он ущербен. Однако для того, кто не может остановиться в умножении личного благосостояния, полнота так и не наступает. Он вечно не удовлетворен достигнутым уровнем. Вчера мечтал о тысяче долларов, а сегодня и миллион не в радость. Человек обрекает себя на бесконечную гонку. Но во имя чего, если вдуматься? Так ли много нам надо, чтобы прожить достойно и в ладах с самим собой? Собственно говоря, что? Ну, сколько еды нужно, чтобы насытиться? Сколько одежды можно износить? Какой уровень евроремонта требуется, чтобы считать свое жилище комфортным?

Понять меру помогают церковные посты. Ограничивая себя в еде, человек начинает осознавать: основная пища — не колбаса, не бутерброд с черной икрой, не бананы и рябчики, а жизнь духовная. И подлинная наша радость — в Боге. Как часто приходится слышать от верующих по-настоящему людей: «Ах, как жалко, что кончился пост!» Потому что во время поста меньше суетного и пустого, отвлекающего от молитвы. Больше можешь сосредоточиться на покаянии. И остро ощущаешь, как Господь тебя прощает и награждает Своей любовью. Становится очевидным, что это и есть истинное богатство.

Евангелие нам говорит простые вещи: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, а все остальное приложится». Это не значит, что все должны ходить без штанов и занимать деньги до следующей зарплаты. Просто побори в себе жажду накопительства, ищи главного. И — приложится. Господь даст именно то, что тебе необходимо. Все у тебя будет по воле Божьей.

— Но и маленькие зарплаты, рост цен, отсутствие работы не способствуют духовному росту, а вызывают озлобление. Насколько справедливо утверждение, что деньги дают человеку свободу?

— Помните, у Пушкина в «Скупом рыцаре» старый барон восклицает: «Что не подвластно мне?» Однако он не просто не всесилен, а абсолютный раб своих сундуков с золотом. Преподобный Антоний Великий призывал не называть человека свободным лишь потому, что тот богат, знатен, имеет определенную власть. Ибо такие люди часто являются заложниками чувственных страстей. А настоящую свободу составляет чистота и презрение к материальным благам.

Слово «свобода» в современном мире имеет много значений, расходящихся с христианским пониманием. Для христианина свобода — это свобода души. От злобы, лжи, греха, корыстолюбия. Он стремится жить в Боге. То есть в любой ситуации оставаться самим собой. Не подхихикивать дурным шуткам начальника, чтобы приобрести к себе благоволение. Не пасовать перед чужим мнением. Не идти за толпой. Когда человек с Богом и не боится никого, тогда он и свободен.

— Легко ли совмещать дорогу к Богу и восхождение по ступеням карьеры, финансовый успех, деловые отношения?

— Не просто. Сейчас это, к сожалению, весьма похоже на телеигру «Слабое звено». Помните, была такая? Мне однажды пришлось ее видеть — калька с нашей жизни. Но когда человек идет к успеху, выбивая вокруг слабые звенья, какой же он христианин?

Нельзя забывать, что нас ведет по жизни Промысел Божий. Создатель сам решит, полезно ли для нас восхождение по карьерной лестнице. Надо просто честно жить и трудиться. Ведь нередко случается: не человек ищет должность — она сама его находит.

— Жизнь в довольстве и неге притупляет восприятие чужой боли. Как не зачерстветь душой в окружающем тебя достатке? Не потерять в погоне за деньгами друзей, семью, себя?

— За деньгами просто не надо гнаться. Это не то, за чем требуется бежать на всех скоростях. Если по милости Божьей благосостояние к тебе идет, прими с благодарностью и не забудь о мало­имущих. А не получается его заработать — смирись с этим. Научись жить в том мире, который тебе дает Господь. Не становись в богатстве ленивым, а в бедности злым. Как говорил апостол Павел, «умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии». Главное для него было жить в укрепляющем Иисусе Христе.

— А как бороться со страстью сребролюбия?

— Давать больше милостыни. Мы живем в очень жестоком мире. Богатым должно быть немножко стыдно своего благополучия. Ведь так много вокруг людей, которые едва сводят концы с концами. Не купола да иконостасы нужно золотить благотворителям. Хватит, достаточно уже позолотили мы куполов. И повесили в храмах мраморные таблички с именами жертвователей. Надо искать конкретных людей, нуждающихся в помощи. И самая большая прививка от тщеславия — делать пожертвования безымянными.

Владимир Киселев