Джоконда без улыбки

Недавно была в Париже, увидела, наконец, знаменитую Джоконду в Лувре. Но… она не произвела на меня никакого впечатления. Вообще мне кажется, люди притворяются, что им нравится ходить по музеям. Скучно. Может, я, конечно, ничего не понимаю в искусстве, поэтому оно мне не доставляет удовольствия…

Надежда П., по e-mail

Отвечает психолог, консультант портала www.onaonline.ru Инна Ивановна Белякова.

Искусство – не развлечение

Вообще-то искусство существует не для удовольствия. У него другая задача – помочь нам познать себя, делать нас лучше, менять, преображать. А это процесс не легкий. Развлекать, приносить удовольствие – это цель шоу-бизнеса.

Настоящее искусство дает нам возможность пережить то, что мы порой в себе не осознаем. Мы отожествляем себя с героями, которых видим на экране, на сцене, на холсте, и вместе с ними проходим их путь развития. Возникает возможность пережить то, что нам не дано испытать в собственной жизни.

Картина маслом

По разным данным, от 70 до 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Учеными доказано, что из всех искусств на настроение человека в большей степени влияет живопись.

Специалисты из Университетского колледжа Лондона провели исследование, в результате которого выяснилось, что взгляд на картину вызывает в нашем мозгу активизацию тех же участков, что и присутствие любимого человека. И в том и в другом случае происходит всплеск дофамина. При этом неважно, будет это портрет или пейзаж, натюрморт или абстракция. В каждом произведении искусства заложен большой заряд энергии, потому что великие живописцы работали на огромном всплеске душевных сил.

Не пытайтесь «понять» картину. Ее восприятие – это работа не ума, а нашего бессознательного. Просто бродите по залу, останавливаясь у одних полотен и проходя мимо других. У какого-то произведения искусства вам будет легко и приятно, словно оттуда повеял свежий воздух. К чему-то вы останетесь равнодушны. У какого-то полотна задержитесь, сами не зная, почему. Просто захочется стоять и смотреть. А потом, может быть, вам приснится какой-то сон, навеянный этой работой. Значит, что-то зацепило вас. Ваши личные внутренние вибрации совпали с вибрациями души художника, и вы с ним оказались на одной волне. В такой момент обычно возникает мощный прилив сил, улучшается настроение и общее состояние.

Что делать?

  1. Отправляясь в музей, картинную галерею, не настраивайте себя, что сейчас вы увидите произведение искусства, перед которым должны трепетать. Иногда сам этот настрой мешает воспринять картину. Бывает так, что великое творение знаменитого художника не трогает, а какая-нибудь акварелька неизвестного автора вызывает слезы счастья.  Отдайтесь своим внутренним ощущениям. Восприятие произведения искусства — это процесс постижения того, что порой невозможно выразить в языковой форме.
  2. Если вы нашли «свою» картину, полотно, у которого вам хочется побыть подольше, можно подключить мышление и подумать: что это произведение искусства хочет сказать вам? А может быть, спросить? Какое настроение было у художника, когда он создавал его? Момент, когда картина раскрывает перед нами все богатство содержания, и есть истинное «понимание». Конечно, это требует воображения, полета мысли, фантазии.
  3. Попробуйте «войти» в эту картину. Не только увидеть то, что там изображено, но и почувствовать запахи, услышать звуки, ощутить фактуру вещей. Станьте одним из персонажей этого полотна. Попытайтесь ощутить, какие эмоции он испытывает, что думает, что хочет сказать.
  4. Если вы хотя бы раз испытали это чувство единения с картиной, постарайтесь его запомнить. Что это было на физическом уровне: холодок в груди, сбывшееся дыхание, чувство тепла, охватившее вас? И тогда, в будущем, именно по этим признакам вы сумеете определить: ваша это картина или нет.
Алина РомАшИнА