Школа астмы

Школа астмы
Сегодня при поликлиниках и медицинских центрах повсеместно открываются школы астмы, диабета, гипертонии. Что это за «учебные заведения», кого и чему там учат?

Школа диабета

Получить направление в Школу диабета можно у своего эндокринолога. Скорее всего, он даже сам предложит этот вариант. Потому что посещение школы очень полезно и для самого пациента, и для его родственников.

Чему учат в школе диабета? Существует утвержденная Министерством здравоохранения РФ программа. И она предполагает, что слушатели получают основной минимум теоретических знаний о своем недуге. Упор же делается на овладение важными практическими навыками. Так, пациентов учат правильно высчитывать ХЕ — то есть хлебные единицы. Для диабетиков они важны не меньше, чем калории.

Калории, кстати, тоже обучают считать. Плюс — постоянное повторение разрешенных и запрещенных продуктов, привитие навыков регулярного контроля давления и уровня сахара в крови.

Школы диабета посещают и взрослые пациенты, и родители с детьми-диабетиками. Как правило, в каждой группе занимается не больше 8–10 человек. Поэтому у преподавателей есть возможность индивидуально работать с каждым.

Школа астмы

Если школы диабета — это, как правило, постоянно действующие учебно-лечебные учреждения, то школы бронхиальной астмы чаще всего проводятся в виде краткосрочных сессий. Они также могут входить в так называемые школы здоровья. Те либо на общественных, либо на платных началах организуются при специализированных клиниках.

В приоритете у школ астмы — тоже обучение практическим навыкам. Пациентов учат самостоятельно купировать приступы, правильно пользоваться прибором для самоконтроля — пикфлоуметром. Расписывают специальные комплексы дыхательных упражнений, помогающих снизить частоту приступов. Что важно — особо оговариваются симптомы, при появлении которых надо быстро вызывать «скорую». И дается алгоритм действий до приезда медиков.

Школу можно посещать и самим пациентам, и их родным. Направление дает лечащий врач.

Школа инсульта

Этот вид школ отличается от предыдущих тем, что рассчитан в основном не на самих пациентов, а на их родственников. Это закономерно, если учесть, что сам больной и передвигаться после инсульта может далеко не всегда. А на родных и близких ложатся обязанности, с которыми они совершенно не знакомы: кормить, помогать осуществлять гигиенические процедуры, заниматься лечебной физкультурой и лингвистическими упражнениями.

В школах инсульта занятия ведут специалисты самых разных направлений. Поэтому здесь можно освоить практически все необходимые навыки. Опытные медсестры рассказывают и показывают, как бороться с пролежнями. Массажисты демонстрируют азы лечебного массажа, доступные непрофессионалам. Логопеды дают рекомендации по развитию речи, неврологи — по восстановлению моторики и двигательных функций.

Еще одна важная задача школ инсульта — психологическая поддержка родственников больного. Когда человек понимает, что он не один, что ему готовы оказать помощь, его отношение к непростой ситуации меняется к лучшему. А это очень ценно и для самого больного с инсультом. Позитивно настроенные близкие имеют гораздо больше шансов реабилитировать его и физически, и психологически.

Школа гипертонии

Такие школы могут быть не только реальными, но и виртуальными — существовать в интернет-пространстве. Если учесть, что людей с повышенным давлением масса, то и вопросов у них очень много. Поэтому врачи стараются максимально доступно объяснить все нюансы этого состояния.

В школе гипертонии можно узнать, как правильно выбрать тонометр и чем эти приборы отличаются друг от друга. Разобраться, какие препараты при каких цифрах нужно принимать, а от каких стоит воздержаться. Даются четкие рекомендации, какие лекарства обязательно должны быть в аптечке для купирования гипертонического криза. А также приводятся симптомы, при которых необходимо вмешательство медиков.

В таких школах могут получать необходимые знания и сами пациенты, и их родные и близкие. Особенно это важно, когда в семье есть пожилой родственник, давление которого нужно постоянно контролировать, чтобы не допустить криза.

Ирина ТОРГАШОВА