«Я вам не детка!»

Я работаю менеджером в крупной компании уже 4 года. И с первого же дня ко мне почти не обращаются по имени. Чего только я не наслышалась – и «ласточка моя», и «кисонька», и просто «деточка» или «зайчик». Так говорят и сотрудники фирмы, и клиенты, невзирая на мой статус. Я могла бы позволить подобное любимому человеку, но не посторонним. Не знаю, как быть, подскажите, пожалуйста.

Алла Т., Курск.

 

На вопрос отвечает психолог-консультант московской службы психологической помощи населению Сергей Заборин.

 

«Кошечки» и «рыбоньки»

Такая проблема действительно существует. Кто-то реагирует на подобные обращения спокойно, кто-то пропускает такие слова мимо ушей. Но многие женщины считают фамильярность унижением.

Каждому из нас приходилось видеть, как в иностранных боевиках девушка с криком: «Я тебе не детка!» – наносила смертельный удар своему врагу. В жизни все не так просто. С клиентами и сослуживцами приходиться разговаривать дружелюбно, приветливо. А то и до увольнения недалеко. Как же быть?

Для начала попробуем разобраться, почему и зачем мужчины используют подобные словечки.

  • Многие из них уверены: это простой способ наладить неформальные, приятельские отношения.
  • Они могут ошибочно судить, что бы любой женщине приятно слышать нечто панибратское.
  • Кто-то считает, что так он проявляет вежливость.
  • Есть и те, кому «кошечки» и «рыбоньки» вокруг дают возможность почувствовать себя уверенным, важным, значительным.

 

Как поступать?

В кафе или на улице аналогичного характера обращение можно пресечь одной фразой. Например: «Я в таком тоне не общаюсь!»

Немного сложнее, если фамильярность к вам проявляют в компании малознакомых людей. Прежде всего, постарайтесь не обижаться. Ведь свою невоспитанность открыто демонстрирует ваш собеседник, а не вы. Отнеситесь к обидчику, как к неуклюжему подростку, которому сложно общаться с противоположным полом.

Ваша цель – тактично дать понять, что такой стиль беседы вас не устраивает. Не стоит делать резких замечаний – особенно во всеуслышание. Достаточно остудить пыл любителя «зверюшек» словами: «Простите, но говорить в подобном тоне мне неприятно, лучше обращайтесь ко мне по имени». «Возможно, вы не расслышали, меня зовут…»

Следующая ситуация – офис, деловое общение. Многие девушки полагают, что корпоративная этика запрещает им проявлять недовольство в любой форме. Это не так. Одна из моих знакомых, на вопрос сотрудника: «Тигренок, а где тут подписать накладные?», ответила: «Если мы в джунглях, то на скале у большой пальмы».

Попытки заигрывания со стороны коллег или клиентов не сложно превратить в шутку. Вам потребуется лишь немного находчивости и чувство такта. Избегайте резких выпадов, раздраженного тона.  Перед вами не враг, а человек, выбравший неподходящую тактику взаимодействия. Если это не коллега, спокойно скажите, что в вашей фирме так общаться не принято. Затем покажите ему пример уважительного обращения. Таким образом вы подтвердите свою готовность к продолжению диалога.

Пожалуй, самой сложной можно назвать ситуацию, когда сам руководитель не прочь создать вокруг себя обстановку маленького зверинца. Точнее – площадки молодняка, где он, разумеется, – авторитетный вожак стайки несмышленышей. Стоит отметить, что не во всех случаях в этом нужно искать причину для обиды. Бывает, «белочки», «котята» и «лапочки» действительно вызывают у шефа симпатию. Это сразу заметно по его интонации.

Если же прозвища произносятся с издевкой и превосходством, попробуйте намекнуть руководителю, что данный стиль обращения не самый лучший. Ведь благоприятный психологический климат в коллективе – одна из составляющих успеха общего дела.

Полина ЗАБЕЛИНА